X

Высоковольтные провода зажигания – что нового?

Казалось бы, какие еще инновации могут быть в технологии производства высоковольтных проводов зажигания для автомобильных двигателей. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к специалистам...

Казалось бы, какие еще инновации могут быть в технологии производства высоковольтных проводов зажигания для автомобильных двигателей. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к специалистам – представителям  ведущих мировых  производителей . Для начала вспомним, чем могут отличаться высоковольтные провода конструктивно и технологически. 

Итак, высоковольтные провода состоят из токопроводящей жилы, изоляции (наружного защитного слоя), металлических контактов и защитных колпачков. Токопроводящая жила бывает трех видов:

1. Медная, как правило, многожильная с сопротивлением 0,02 Ом/м. Требует дополнительно установку помехоподавительных резисторов;

2. Неметаллическая с металлической обвивкой, с низким распределенным сопротивлением (до 2 кОм/м). Также требуют дополнительно установку помехоподавительных резисторов. Центральную часть сердечника изготавливают из стекловолокна, пропитанного графитом, льняной нити или кевлара (торговое название арамида – полипарафенилен-терефталамида, синтетического волокна,
обладающего высокой прочностью (в пять раз прочнее стали), покрытого слоем ферропласта (металлонаполненная электропроводящая пластмасса).

3. Неметаллическая с высоким распределенным сопротивлением (от 12 до 40 кОм/м).
Провода с такой жилой устанавливают без резисторов. Сама жила изготавливается из
хлопчатобумажной пряжи, пропитанной сажевым раствором (сопротивление 15-40кОм/м), либо полимерной токопроводящей жилы (с сопротивлением 12—15 кОм/м) или стекловолоконных нитей с графитовой обсыпкой.

Изоляция высоковольтных проводов бывает однослойная и многослойная. Материал, применяемый в качестве изоляции, бывает в основном трех видов:
1. PCV – полихлорвинил, либо поливинилхлорид (термопластичный полимер винилхлорида). Недорогой тип изоляции, применяемый в эконом-версиях высоковольтных проводов.  Согласно классификации типов изоляции по DIN-ISO 3808 относится к классам А и В (см. таблицу 1).

2. EPDM – сокращенное по ISO 4097 название эластомера на основе сополимера этилена,
пропилена и диенового мономера  (ethylene propylene diene monomer rubber). Согласно 
классификации типов изоляции по DIN-ISO 3808 относится к  классам С и D (см.табл. 1). Этилен-пропиленовые каучуки имеют превосходную атмосферо- и озоностойкость, высокую термо-, масло- и износостойкость, но также и высокую воздухопроницаемость, устойчивы в агрессивных средах, обладают хорошими диэлектрическими свойствами.

3. Силикон – это общее название неорганических полимеров с химической формулой R2SiО (полидвуметилоксилоксан), предложенное в 1901 году английским химиком Фредериком Стенли Киппингом (1863— 1949). Значение этих соединений было оценено по достоинству в 1940 году благодаря их большому сопротивлению высоким и низким температурам и отличным изоляционным характеристикам. Первым рыночным продуктом была силиконовая резина, используемая для производства высоковольтной проводки в военных самолетах. Этот материал соответствует самым жестким требованиям, предъявляемым к  изоляции высоковольтных проводов. Срок службы – неограничен. Согласно классификации типов изоляции по DIN-ISO 3808 относится к классам E и F  http://www.janmor.ua (см/> таблицу 1).

Таблица 1. Классификация типов изоляции по DIN-ISO 3808

                                            Классы и параметры

Класс

 

Температура

Min

 

Max.

A

-20°C 

+ 105°C

B

-20°C 

+ 120°C

C

-30°C

+ 155°C

D

-30°C

+ 180°C

E

-40°C

+ 220°C

F

-50°C

+ 250°C

Теперь переходим к главному – что же нового могут предложить ведущие производители высоковольтных проводов? Об инновациях на своем предприятии нам предоставил информацию Януш Моравский  – владелец компании "JANMOR", поставляющей свою продукцию в более чем 30 стран мира, в том числе и в Украину (http://www.janmor.ua): " Что касается нашего предприятия, то мы выводим на рынок высоковольтные провода с двумя конструктивно-технологическими инновациями: во-первых – это новый материал наружного слоя двухслойной силиконовой изоляции, так называемый HIGH TEMP силикон, имеющий самый высокий показатель термостойкости.

Напомню, что силиконовые эластомеры представляют собой кремнийорганические полимеры, обладающие, подобно эластомерам несиликонового типа, длинной линейной цепью и высоким молекулярным весом. Они состоят в основном из полимера, наполнителя и вулканизатора (эти три компонента обычно называют основной смесью); далее прибавляют красители, антиоксиданты и некоторые специальные добавки. Варьируя компоненты и их количества, можно изменять свойства конечного продукта в очень широких пределах. Наш HIGH TEMP силикон имеет в своем составе почти двукратное превышение чистого силикона, что достигается применением в качестве наполнителя – аэрогеля двуокиси кремния, получаемого сжиганием четырех-хлористого кремния, содержащего наименьшее количество примесей и влаги.

Второе наше новшество – это больший диаметр сечения сердечника, в качестве которого выступает  токопроводящий силикон. Такой провод имеет улучшенные показатели прохождения тока при высоком распределенном сопротивлении, не требующем установку дополнительного помехоподавительного резистора. Провода зажигания с такими показателями автопроизводители рекомендуют применять в двигателях, работающих на сжиженном газе, то есть – в особенно тяжелых эксплутационных условиях."