В час пик иногда кажется, что пешком добраться до места назначения можно быстрее, чем на машине. Чтобы проверить правомерность этой гипотезы и выяснить, на каком виде транспорта выгоднее передвигаться по городу, «Автоцентр» провел любопытный эксперимент.
В час пик иногда кажется, что пешком добраться до места назначения можно быстрее, чем на машине. Чтобы проверить правомерность этой гипотезы и выяснить, на каком виде транспорта выгоднее передвигаться по городу, «Автоцентр» провел любопытный эксперимент.
| | В час пик иногда кажется, что пешком добраться до места назначения можно быстрее, чем на машине. Чтобы проверить правомерность этой гипотезы и выяснить, на каком виде транспорта выгоднее передвигаться по городу, «Автоцентр» провел любопытный эксперимент. |
К участию в нем мы привлекли автомобилиста, мотоциклиста и велосипедиста; но не заурядных водителей, а профессионалов с чемпионскими титулами: раллиста Александра Салюка-младшего, мотокроссмена Дмитрия Руденко и велогонщика Ивана Грабовского. Каждый в своем виде спорта – самый быстрый. Роль пешехода, передвигавшегося, правда, не только на своих двоих, но и на общественном транспорте, взяла на себя автор статьи.
Однако движение по городским дорогам существенно отличается от езды по гоночным трассам – в первую очередь, наличием ПДД. Поэтому задача, поставленная перед участниками теста, была сформулирована так: добраться из пункта А в пункт Б по заданному маршруту, не нарушая правил. Для чистоты эксперимента мы выбрали типичные городские маршруты: чтобы на пути попадались и пробки, и относительно свободные прямые участки, и пешеходные переходы, и светофоры. На такой дистанции каждый участник эксперимента имеет преимущество на определенном отрезке. Не случайно было выбрано и обеденное время – ведь когда еще у обычного горожанина есть возможность решить свои дела?
Наперегонки
Стартовал наш пробег от редакции «Автоцентра», расположенной на ул. Дегтяревской; конечной точкой выбрали Дворец спорта. Как и ожидалось, мотоциклист в считаные секунды после старта исчез из поля зрения, бравируя ездой на заднем колесе (как ни странно, ограничений на этот счет в украинских ПДД нет). Автомобилист с велосипедистом устремились за ним, а пешеход стал в очередь на маршрутку. Подобная картина наблюдалась постоянно: мотоциклист мгновенно покидал перекресток и останавливался лишь на следующем светофоре. Пока он стоял, его догонял автомобилист. А велосипедист подтягивался в тот момент, когда те томились в пробке или на светофоре. Правда, изредка картина менялась: пока автомобиль и мотоцикл бездействовали, велосипед уезжал далеко вперед, но на первом же свободном участке более мощные транспортные средства моментально наверстывали упущенное. В это время пешеход ехал на маршрутке и метро.
На протяжении всего заезда «экспериментаторы» на колесах в полном смысле слова дышали в спину друг другу, то и дело меняя рядность и выбирая максимально выгодную траекторию перемещения. Не последнюю роль в успешном и довольно быстром преодолении дистанции сыграл тот факт, что за рулем находились лучшие из лучших. Однако нужно признать, что в условиях городских пробок на скорость передвижения существенно влияют дополнительные факторы. Например, правильный и своевременный выбор полосы. Правый ряд зачастую движется быстрее, но только до того момента, пока троллейбус или маршрутка не затормозят на остановке. Многие считают самым скоростным левый ряд, но и это справедливо только до первой развязки. В целом же выигрывает тот, кто быстрее, малогабаритнее и проворнее.
Пешком – медленнее
В результате к кассам Дворца спорта первым приехал мотоциклист, преодолевший дистанцию за 21 минуту. Через 4 минуты появился автомобилист, вслед за ним – велосипедист. Последним, спустя 9 минут после финиша лидера, подтянулся пешеход. После общего сбора был дан второй старт по тому же маршруту, но в обратном направлении. В результате, как и ожидалось, участники марафона финишировали в той же последовательности, сократив общее время на несколько минут. При этом существенного отрыва между «техникой» вновь не получилось – все по очереди финишировали с разницей в 2 минуты. И только пешеход удивительно точно повторил свой результат, прибыв на 7 минут позже велосипедиста и на 11 – лидера-мотоциклиста.
Подводя итог эксперимента, следует признать: отрыв, образовавшийся между участниками заезда, абсолютно не существенный, особенно для городских условий. Впрочем, на всей дистанции не было ни одного серьезного затора, хотя тянучка наблюдалась постоянно. А вот если бы водители попали в пробку, результаты наверняка были бы иными – скорее всего, последним бы приехал автомобиль.
| Мотоциклист | | Дмитрий Руденко Многократный чемпион Украины по мотокроссу У двухколесного транспорта есть недостатки – пыли больше, музыки нет, плюс вдыхаешь выхлопные газы. Кроме того, чтобы ездить на мотоцикле, нужно непременно полностью экипироваться: нельзя ездить без шлема и защиты. Конечно, на мотоцикле менее комфортно, чем в машине, и в дождь на дорогу не выедешь. Зато у меня почти всегда есть преимущество по времени, особенно это ценно в пробках. | | | С перекрестка всегда уезжает первым, выигрывая время. |
| | Не может себе позволить одеться свободно, а в плохую погоду – отправиться в путь. |
|
|
|
|
| Автомобилист | | Александр Салюк-младший Мастер спорта Украины по автомобильному спорту Многократный чемпион Украины по ралли В сегодняшнем эксперименте у меня было преимущество во всем. Я сидел в комфортной машине, слушал музыку, мог включить печку или кондиционер, не дышал пылью. Задержки в пути были только в пробке и на светофоре. Велосипедом я бы пользовался только в двух случаях: для выезда на природу и для тренировок – поддерживать физическую форму. В повседневной же жизни никак не обойтись без автомобиля. | | | Больше комфорта: не страшны ни дождь, ни снег, можно послушать музыку. |
| | Есть вероятность застрять в пробке на несколько часов. |
|
|
|
|
| Велосипедист | | Иван Грабовский Многократный чемпион Украины по горному велоспорту (маунтинбайк) Когда машины и даже мотоцикл останавливались в пробках, я мог проехать в узком пространстве, очень близко к бровке, протиснуться между машинами. Мог взять велосипед в руки и стать пешеходом, пока остальных участников задерживал красный сигнал светофора. Время я терял на прямой дороге и на подъемах, где приходилось своими силами «раскручивать» технику: там-то меня и обгоняли автомобиль и мотоцикл. Зато у меня в пути не было никаких задержек или остановок. Впрочем, велосипед как вид городского транспорта я поменял бы и на мотоцикл, и на машину. | | | Велосипедисту нипочем городские тянучки. |
| | Подвержен риску больше остальных; прикладывает значительные физические усилия. |
|
|
|
|
| Пешеход | | Виктория Лазарева Корреспондент журнала «Автоцентр» На метро я всегда могу рассчитать время и добраться до пункта назначения в срок. Плюс можно расслабиться и даже почитать журнал, чего не могут себе позволить водители. Минусы передвижения на общественном транспорте, помимо отсутствия комфорта, заключаются в зависимости от множества обстоятельств: например, от очередей на маршрутку или за жетоном в метро. Ожидание транспорта на остановке, возможные пробки в городе, передвижение на эскалаторе – это основные задержки в пути. | | | Можно заниматься побочными делами: читать журнал, разговаривать по телефону. |
| | Пешеход ограничен в комфорте и привязан к графику движения. |
|
|
|
|
| Редакция «Автоцентра» – Дворец спорта* | Дворец спорта – Редакция «Автоцентра»* | Участники | Старт | Финиш | Время | Старт | Финиш | Время | Мотоциклист | 12:25 | 12:46 | 21 мин. | 13:35 | 13:54 | 19 мин. | Автомобилист | 12:25 | 12:50 | 25 мин. | 13:35 | && | 21 мин. | Велосипедист | 12:25 | 12:51 | 26 мин. | 13:35 | 13:58 | 23 мин. | Пешеход | 12:25 | 12:55 | 30 мин. | 13:35 | 14:05 | 30 мин. | * Использовался маршрут, выбранный редакцией |
|
Виктория Лазарева
Фото Андрея Яцуляка
Карта © ЗАО «Институт передовых технологий»