-871x572-c-default.jpg)
Зимний рыцарь седьмого поколения
«Воздушные силы на службе Hakkapeliitta 7» – под таким лозунгом прошла презентация новой зимней шины компании Nokian Tyres.
«Воздушные силы на службе Hakkapeliitta 7» – под таким лозунгом прошла презентация новой зимней шины компании Nokian Tyres.
Периодичность выхода на рынок новых шин той или иной компании разная. Инженеры фирмы Nokian Tyres считают своим долгом практически к каждому зимнему сезону презентовать новую модель зимних покрышек – то ли для сурового климата скандинавских стран, центральной и северной частей Восточной Европы, то ли для мягкого центральноевропейского. К этому сезону финны подготовили новую шипованную зимнюю шину Hakkapeliitta 7, которую презентовали еще в феврале прошлого года в Финляндии на заполярном полигоне.
Первый вопрос, который возник у нас на презентации: почему «7», а не «6», ведь предшественницей была Hakkapeliitta 5? Ответ нашелся в истории создания этой шины. Оказывается, над очередной зимней новинкой в отделе развития продукции Nokian Tyres работали две бригады инженеров. Перед первой стояла задача максимально модернизировать предшественницу Hakkapeliitta 5, в результате должна была появиться Hakkapeliitta 6, вторая начинала работать с нуля, создавая модель Hakkapeliitta 7. У какой из этих шин будут лучше характеристики, той и «светит будущее». В этом сражении выиграла вторая бригада, т. е. Hakkapeliitta 7, на разработку которой ушло более четырех лет. Что же придумали за это время создатели?
Hakkapeliitta 7 выпускается в 48 размерностях – от 13 до 20 дюймов. В их числе и первые в мире шипованные шины для Porsche с индексом скорости Н (210 км/ч).
Неугомонные конструкторы
И опять гвоздем программы стал шип. Он в очередной раз изменил форму корпуса и сердечника – но уже из квадратного стал неравносторонним шестигранником и получил название «якорный шип». Устанавливается новый шип также на специальном заводском оборудовании только в строго определенном положении, чтобы большая ширина сердечника «работала» в направлении качения колеса, т. е. во время разгонов и торможений. К тому же шип лучше выдерживает и боковые нагрузки. В этом ему помогает его широкое основание, которым он опирается на большую поверхность опоры, из-за чего меньше перекашивается в поперечном направлении.
Другое изобретение – так называемые воздушные амортизаторы, позаимствованные у беговых кроссовок. Сделанные вблизи шипа три отверстия каплеобразной формы обеспечивают его оптимальный зацеп за поверхность, более мягкий контакт с дорожным покрытием и гашение колебаний шипа после выхода из пятна контакта. В первом случае повысили эффективность работы шипа, а в других – заодно существенно снизили шумность качения шипованной шины. Воздушные амортизаторы и шестигранные шипы – два главных ноу-хау, получивших название Air Claw Technology.
Несмотря на то что создатели новой шины шли собственным путем, для получения хороших характеристик они все-таки использовали и прогрессивные технологии, применяемые в предыдущих поколениях Hakkapeliitta. Так, эффективность работы шипов повышает еще одна достаточно известная технология – «медвежий коготь», которая уже успела положительно зарекомендовать себя в модели Hakkapeliitta 5. Во время торможения «медвежий коготь» удерживает шип в вертикальном положении за счет дополнительного напряжения в шашке протектора.
В Hakkapeliitta 7 также используется усовершенствованная технология Eco Stud System. Это подушки-амортизаторы под шипом, которые повышают эффективность его работы и снижают удары о поверхность дороги. А чтобы шип не выпадал, его основание размещается в прочном нижнем слое протектора.
Без резины никуда
Шипы шипами, но характеристики зимней шины всегда зависят от свойств резиновой смеси протектора. В Hakkapeliitta 7 это новая комбинация натурального каучука, силики и рапсового масла. К ним еще добавлен так называемый силан нового типа (криосилан), без которого сложно соединить в больших объемах натуральный каучук и силику. Поэтому теперь вместо сажи в качестве основного наполнителя резиновой смеси используется силика, «незамерзающие» свойства которой очень востребованы в зимних шинах как для получения хороших сцепных качеств, так и для уменьшения сопротивления качению. Рапсовое масло придает шине прочность на разрыв, а также улучшает сцепление на льду и снегу. В результате получилась износоустойчивая резиновая смесь, которая к тому же обладает лучшими сцепными свойствами на мокрой поверхности.
Работа художников
Еще один очень важный элемент в любой шине – протектор. Не «угадал» с его рисунком – и проблем не избежать. Для Hakkapeliitta 7 создали новый направленный рисунок протектора, хотя даже визуально в нем прослеживаются некоторые черты фрикционной Hakkapeliitta R. По сравнению с шипованными предшественницами протектор стал немного уже, а для лучшей управляемости на асфальте блок-шашки средней части протектора связали между собой центральной перемычкой. Она, кстати, выполняет и функцию опорного ребра, которое улучшает поперечное сцепление и курсовую устойчивость.
А чтобы огромное количество ламелей не ухудшало устойчивость и управляемость, их сделали с трехмерным зацеплением – как в европейской зимней шине Nokian WR G2. Количество «режущих» кромок при этом осталось прежним, а блок-шашки стали заметно жестче.
Так как в повседневной жизни прошлой зимой ездил на Skoda Octavia A5, обутой в Hakkapeliitta 5, для проверки возможностей «семерки» выбрал тоже Octavia A5 (обновленную), но уже обутую в Hakkapeliitta 7. Сразу обратил внимание на лучшие тормозные свойства даже на отполированном льду. Противобуксовочный режим системы ESP срабатывает только на гладком льду, и то это заметно проявляется лишь с двигателями, которые обеспечивают резкий подхват на определенных оборотах (например, при включении в работу турбокомпрессора). При моторе, обеспечивающем плавное нарастание крутящего момента, пробуксовка минимальна. В случае заноса после сброса газа управление автомобилем восстанавливается практически сразу же. На асфальте ламели с трехмерным зацеплением действительно улучшили управляемость. Несмотря на наличие шипов, отсутствует досаждающий гул, слышно лишь легкий шорох. Словом, инженеры поработали не зр я. Изменения пошли на пользу.


















.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)


.jpg)

.jpg)