Евротопливо будет!

0

Уже с 1 января 2008 года украинцы будут заправлять свои машины топливом, по качеству не уступающим европейскому, – 3 октября соответствующим приказом Госпотребстандарта утверждены новые государственные стандарты по бензинам и дизтопливу.

Уже с 1 января 2008 года украинцы будут заправлять свои машины топливом, по качеству не уступающим европейскому, – 3 октября соответствующим приказом Госпотребстандарта утверждены новые государственные стандарты по бензинам и дизтопливу.

Что изменится? Сегодня весь бензин, продаваемый в Украине, отвечает ДСТУ 4063-2001, а солярка – ДСТУ 3868-99. По ряду характеристик их состав отвечает Евро 2, хотя украинские требования гораздо мягче. Новые стандарты полностью соответствуют европейским нормативам EN 228-2004 (для бензинов) и EN 590-2004 (для дизельного топлива), подразумевающим выполнение экологических норм Евро 4. Как видно из таблиц, по целому ряду характеристик новое топливо будет менее агрессивным как к окружающей среде, так и к топливной системе автомобиля. Содержание серы в бензинах должно уменьшиться в 10–50 раз, свинца в 2,6 раза (не путать с антидетонирующей присадкой тетраэтилсвинцом!), ароматических углеводородов – в 1,5 раза, бензола – в 5 раз. А именно эти компоненты – главные виновники загрязнения форсунок и выхода из строя свечей.

Нынешние украинские стандарты по топливу пока будут действовать параллельно с новыми.

Новое топливо и называться будет по-новому. Бензины получат обозначения А-92 Евро, А-95 Евро, А-98 Евро. По поводу дизтоплива пока окончательное решение не принято. Как варианты обозначения новой солярки – ДТ Евро, или C вид I, или С вид II (в зависимости от содержания серы).

Слово и дело

Введение новых стандартов на бумаге не может моментально повысить качество горючего, производимого в нашей стране и продаваемого на АЗС. В настоящий момент из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов только Лисичанский и Одесский способны выпускать топливо, отвечающее новым стандартам. Кременчугский, Херсонский, Дрогобычский и Надворнянский нуждаются в глубокой модернизации. Процесс этот длительный и требует огромных финансовых вливаний – до 1 млрд. долларов. На реконструкцию потребуется около трех лет, а новые стандарты вступают в силу с 2008 года.

«Европейский» бензин и ДТ будут дороже обычных на 20–30 копеек за литр.

Понятно, что государственные чиновники не допустят, чтобы на многолетнюю реконструкцию одновременно остановили большинство нефтеперерабатывающих комбинатов. Анатолий Пирогов, начальник отдела классификации департамента стандартизации и метрологии Госпотребстандарта Украины, заверил «Автоцентр», что нынешние ДСТУ 4063-2001 и 3868-99 будут действовать наряду с новыми стандартами минимум до конца 2008-го. Хотя такой срок вряд ли позволит заводам поочередно провести модернизацию. Поэтому, чтобы защитить отечественных нефтепереработчиков, срок действия старых стандартов придется продлить на несколько лет. Но в таком случае потребителей ждет полная неразбериха – на одной АЗС будут продавать около десятка различных видов топлива разных стандартов – как «Евро», так и старых украинских ДСТУ.

Если на заправке будет обозначение бензина «Евро», то он отвечает новым стандартам.

Если на заправке будет обозначение бензина «Евро», то он отвечает новым стандартам.

Сколько это стоит?

Изменение стандартов – не самый важный стимул для нефтепереработчиков в модернизации своих производств. Куда более действенный – денежный. Например, в начале 2007 года для дизтоплива были введены дифференцированные ставки акцизного сбора в зависимости от его «чистоты», то есть наличия серы. Если солярка содержит свыше 0,2% серы, акциз составляет 45 евро за тонну, от 0,035 до 0,2% серы – 35 евро, не более 0,035% – 30 евро. Нефтяники отреагировали немедленно: вскоре мы увидели на заправках дизтопливо с отметкой «Серы – менее 0,2%». Эффект был достигнут. Возможно, подобные меры с дифференциацией налогов по бензину привели бы к такому же результату: «экологически чистым» бензином торговать стало бы выгоднее. Тем более что по расчетам экспертов розничная стоимость бензина, соответствующего новым стандартам, должна быть больше нынешней копеек на 20–30. А снижение налогов могло бы оставить цены на прежнем уровне.

Пока новые требования не вступили в силу, заботливые владельцы заправляют свои автомобили импортным бензином «Премиум», «Плюс» или «Супер». Как утверждают продавцы, такое горючее соответствует Евро 3 или Евро 4. Но пока действуют старые стандарты, никакие контрольные органы этого не проверяют. Покупателям до Нового года остается лишь «экспериментально» выяснять, на самом ли деле этот бензин – европейского качества.

 Основные показатели бензина А­95 до и после введения новых ДСТУ
Показатель
Воздействие на ресурс узлов автомобиля или атмосферу
А­95
А­95 Евро
Концентрация свинца, мг/дм3, не более
Загрязнение атмосферы
13
5
Содержание серы, %, не более: – вид I – вид II
Коррозия деталей двигателя и выхлопной системы, загрязнение атмосферы
0.05 0.05
0.001 0.005
Содержание ароматических углеводородов, %, не более:
Закоксовывание форсунок системы впрыска, смолообразование и нагар на свечах зажигания, загрязнение атмосферы
53
35
Содержание бензола, %, не более
Повышенный износ зеркала цилиндров, смолообразование и нагар на свечах зажигания, загрязнение атмосферы
5.0
1.0

 Основные показатели дизтоплива до и после введения новых ДСТУ
Показатель Воздействие на ресурс узлов автомобиля или атмосферу
ДТ
ДТ Евро
Цетановое число, не менее Жесткость работы двигателя
45
51
Содержание полициклических ароматических углеводородов, %, не более Закоксовывание форсунок системы впрыска, смолообразование и нагар на свечах накала, загрязнение атмосферы
не нормируется
11
Содержание серы, %, не более: – вид I – вид II – вид III Коррозия деталей двигателя и выхлопной системы, загрязнение атмосферы
0.05 0.1 0.2
0.001 0.005 –
Окислительная стабильность, г/м3, не более Химическая стабильность топлива, степень прокачиваемости по топливной системе
не нормируется
25
Смазочная способность: диаметр пятна износа при 60°С, мкм, не более Износ деталей двигателя и топливной аппаратуры
не нормируется
460
Объемная часть метиловых эфиров жирных кислот, %, не более Износ деталей двигателя и топливной аппаратуры, загрязнение атмосферы,
не нормируется
5

Вадим Добровольский
Фото из архива редакции

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.