Топливо: Горячие деньки

Рынок нефтепродуктов сейчас переживает горячие деньки. Нефтяные компании повышают цены на заправках, а правительство пытается их удержать.

Рынок нефтепродуктов сейчас переживает горячие деньки. Нефтяные компании повышают цены на заправках, а правительство пытается их удержать.

Вялотекущий процесс, наблюдавшийся на нефтерынке с начала года, в апреле сменился резким оживлением. Цены на АЗС дружно «поползли» вверх. За первые две недели апреля стоимость 95-го бензина выросла с 2,97 грн. за литр до 3,25 – 3,35 грн. Соответственно, поднялись цены и на бензин других марок (см. табл.).

Кто виноват?

Чтобы аргументировать повышение цен, представители крупнейших украинских нефтетрейдеров с иностранными инвестициями («Лукойл», «ТНК-ВР», «Альянс») обнародовали свои расчеты. По их информации, только в апреле стоимость российской нефти выросла по сравнению с мартом на 25%, а если сравнивать с началом 2005 года – на все 53,8%. Кроме того, наш северный сосед еще и увеличил экспортную пошлину на 24% (с $83 до $102,6). Таким образом, сегодня украинские переработчики покупают российскую нефть по $300 за тонну (без НДС). Внутренние налоги тоже выросли – в соответствии с поправками к бюджету величина акцизного сбора увеличилась примерно на 30%. Третьим аспектом, обуславливающим рост цен, стало повышение отечественными железнодорожниками тарифов на перевозку грузов в 1,5 раза по сравнению с мартом. Нефтяники подсчитали, насколько каждый из перечисленных факторов влияет на ценообразование. Оказалось, что даже если учитывать всего 13-процентную рентабельность нефтетрейдеров, цена бензина А-95 в нынешних условиях должна составить 3,70 грн., а дизтоплива – 3,30 грн. Более того, нефтяники утверждают, что сегодня по 3,30 грн. продают «девяносто пятый» из старых запасов и скоро установят на топливо указанные цены.

Ценам – стоять!

В то же время высшие должностные лица нашего государства не видят серьезных причин для повышения цен. Они говорят о возможном сговоре ведущих операторов рынка. Антимонопольный комитет начал сбор информации в связи с возникшими подозрениями и открыл дела против предприятий «ТНК-ВР» и «Лукойл-Украина». Если АМК обнаружит нарушения, он может наложить на компании штраф в размере 10% годовой выручки.

Правительство также принимает серьезные меры для сдерживания роста стоимости нефтепродуктов. Так, 15 апреля Министерство юстиции зарегистрировало приказ Минтопливэнерго и Минэкономики, которым ограничиваются оптовые и розничные цены на горючее разных марок. Согласно приказу до 1 мая 2005 года бензин А-95 должен стоить не дороже 2,99 грн./л, А-92 – 2,95 грн./л, А-76 (80) – 2,85 грн./л, а дизтопливо – не более 2,75 грн./л. Но по таким ценам приобрести топливо можно было только на заправках, контролируемых государством, – «Экоил» и «Укрнафта». Чуть позже данного уровня цен согласились придерживаться «Укртатнафта» и ТД «ТНК-Украина». В некоторых регионах местной власти удалось достичь соглашения со всеми нефтетрейдерами об удержании предельных цен. Например, Запорожская обладминистрация обещает, что с 25 апреля стоимость бензина не будет превышать 3,0 грн./л, а в Днепропетровской области и Киеве уже ограничили рентабельность трейдеров. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сообщила, что специальные мобильные группы контролеров будут проверять заправки на предмет выполнения ими приказа министерств по удержанию граничных цен и штрафовать нарушителей. Она пообещала, что до 22 апреля уже на половине заправок страны бензин будут продавать по цене не дороже 3 грн., и призвала автовладельцев заправляться только на АЗС «с нормальными» ценами.

«Свои» АЗС не подведут

Уже сегодня государство предпринимает ряд действий по созданию национальной вертикально интегрированной компании (от добычи нефти – до продажи нефтепродуктов на собственных АЗС). Ее основой станет государственная компания «Укрнафта», которая больше других добывает нефти и газового конденсата в стране и владеет более чем 300 автозаправками. Кстати, на днях Антимонопольный комитет разрешил приобрести ей еще 73 АЗС. Благодаря сети автозаправок, на которых будут удерживаться рекомендованные цены, государство надеется регулировать рынок нефтепродуктов в Украине. А чтобы запасы топлива быстро не иссякли, в ближайшее время на нефтеперерабатывающие заводы, часть акций которых принадлежит государству (Кременчугский, «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья»), будет направлена нефть, закупленная Украиной. Правительство надеется, что конкуренция заставит снизить цены и других операторов рынка, тем более что запасы горючего у них немалые. Вот только не повторится ли ситуация, возникшая в прошлом году, когда качество бензина, реализуемого по низкой цене, оставляло желать лучшего?

Рост будет, но когда?

Итак, прогнозировать развитие рынка в мае, когда положение меняется по несколько раз на день, сейчас рискованно. Да и эксперты расходятся во мнениях. Директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин полагает, что в середине мая можно ожидать подъема розничных цен до 30 – 50%. Председатель НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко уверен, что цены на нефтепродукты в Украине вырастут на 6 – 8%, но только до конца 2005 года. Он также говорит, что бензин все же будет стоить выше 3,0 грн. Между тем, правительство продлило срок действия предельных цен до 1 июня, но вполне возможно, что не все нефтетрейдеры будут их придерживаться. Тем временем в России уже заявляют о том, что в июне экспортная пошлина в очередной раз будет повышена до $120 – $130 за тонну. К тому же на мировых рынках пока не прослеживается четкой тенденции к снижению цен… Может, пора учиться ездить экономичнее?

 Цены на топливо, грн.
Марка топлива Граничные* Реальные** Расчетные***
А-95 2,99 3,29 3,70
А-92 2,95 3,09 3,50
А-80 2,85 2,88 3,20
ДТ 2,75 3,03 3,30
* Согласно приказу Минэкономики и Минтопливэнерго
** На киевских АЗС, которые не придерживались граничных цен, 21.04.05.
*** Согласно расчетам нефтетрейдеров

Олег Петровский
Фото Владислава Бойко

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.