X

Топливо: Цены европейские, качество – отечественное

То, что Украина держит курс на Европу, уже ни для кого не секрет. Но одно дело, когда мы сами туда идем с комфортной для нас скоростью, а совсем другое – когда нас ведут туда в принудительном порядке. Во всяком случае, так выглядит ситуация с нефтепродуктами.

То, что Украина держит курс на Европу, уже ни для кого не секрет. Но одно дело, когда мы сами туда идем с комфортной для нас скоростью, а совсем другое – когда нас ведут туда в принудительном порядке. Во всяком случае, так выглядит ситуация с нефтепродуктами.

То, что Украина держит курс на Европу, уже ни для кого не секрет. Но одно дело, когда мы сами туда идем с комфортной для нас скоростью, а совсем другое – когда нас ведут туда в принудительном порядке. Во всяком случае, так выглядит ситуация с нефтепродуктами.

В сентябре розничная стоимость топлива на украинских заправках продолжала расти. Главной причиной, по мнению аналитиков, стало снижение предложения, связанное с оcтановкой на плановый и внеплановый ремонт трех из шести украинских НПЗ (Одесского, Херсонского и Дрогобычского). В результате бензин отечественного производства на внутреннем рынке начал замещаться импортом из Прибалтики, Восточной Европы и Беларуси. Рост же доли импортного горючего в общем объеме топлива, предлагаемого на АЗС, привел к росту средних цен на последний.

При этом рост импорта повысил стоимость горючего, но отнюдь не его качество. По мнению многих украинских автомобилистов, бензин при этом становится все хуже. Неужели прибалты «гонят порожняк»? Похоже, что это не так. Интересные цифры приводит журнал «Терминал»: «В Латвии только 3 пробы бензина из 454 взятых в нынешнем году (0,7%), не соответствовали всем стандартам (заметьте, евростандартам, а не ГОСТ 2084-77!), а в 2004 году было выявлено лишь 11 таких случаев из 846 (1,3%)».

Выходит, если у них с бензином все в порядке, а у нас – нет, то качество топлива ухудшается где-то по дороге. Но где именно, отечественным экспертам пока не удается выяснить.

Тем временем в мире

Цены на топливо за рубежом тоже растут. В Англии в январе – августе бензин подорожал на 22%, во Франции – на 15,6%, в Германии – на 14,9%, в Италии – на 13,8%. Правительства этих стран пытаются противостоять росту цен. Во Франции пообещали разработать пакет налоговых льгот для фермеров и других социально уязвимых групп населения страны. Польские власти объявили о намерении снизить акциз на топливо до конца года, Венгрия готова снизить НДС на горючее, Бельгия планирует частично компенсировать налог на добавленную стоимость при покупке мазута. В России нефтяные компании пообещали заморозить цены на заправках до конца года.

Прогнозы

Увеличение доли импортного бензина в общем объеме реализуемого на территории Украины может привести к дальнейшему росту цен на него. По данным «Терминала», импортное топливо по-прежнему на 7 – 11% дороже отечественного. А учитывая тенденцию к росту цен в Европе, а также большую, чем там, скорость подорожания горючего в нашей стране, издание предполагает, что в ближайшие недели основные марки нефтепродуктов подорожают на 8 – 10%.

Министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков строит диаметрально противоположные прогнозы. На пресс-конференции в минувший понедельник он заявил, что стоимость светлых нефтепродуктов в Украине в октябре-ноябре стабилизируется или даже начнет снижаться. Впрочем, министр отметил, что ситуация на рынке Украины будет во многом зависеть от мировых цен на «черное золото».

Из-за рубежа к нам пока поступают неутешительные прогнозы. В частности, из-за роста стоимости российской нефти Urals правительство Российской Федерации приняло решение с 1 октября снова повысить экспортную пошлину на $39,9 – до $179,9 за тонну. Неутешительны и новости с мировых бирж. Несмотря на то, что на прошедшей 20 сентября конференции Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) было принято решение увеличить квоты на добычу нефти до 30 млн. баррелей в сутки, цены на сырье на биржах пока не упали. 22 сентября стоимость контрактов на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже после небольшого спада снова выросла до $64,6 за баррель. Это было связано с угрозой усиления до урагана тропического шторма «Рита», который может нанести удар по нефтяной промышленности юга США.

Очевидно, их штормы и ураганы вполне могут отразиться и на экономике Украины. В природе, как говорится, все взаимосвязано. Не такая уж она и большая, наша Земля.

 Сколько нефти в литре бензина?

По информации сайта www. ukroil.com.ua, в Европе до 75% цены на бензин составляют всевозможные налоги. В Украине ситуация обстоит немного иначе. По данным, предоставленным «Автоцентру» пресс-службой ООО «ТНК-ВР Украина», в нынешней стоимости одного литра 95-го бензина налогов всего 24% (см. диаграмму). Учитывая, что сама нефть и налоги (НДС и акциз) в стоимости литра бензина составляют всего 64%, ее удорожание, скажем, на 10% повлечет за собой рост стоимости бензина всего на 6,4% – то есть при цене 4 грн. приблизительно на 25 копеек.

Светлана Скрипка
Фото PHL