X

В чем плюс А-95+?

На многих автозаправках недавно появился бензин А-95 с обозначением «+» или Premium. Продавцы утверждают, что это топливо европейского качества. Попробуем выяснить, чем этот бензин отличается от обычного «пятого» и стоит ли за него переплачивать 20–30 копеек на литре.

На многих автозаправках недавно появился бензин А-95 с обозначением «+» или Premium. Продавцы утверждают, что это топливо европейского качества. Попробуем выяснить, чем этот бензин отличается от обычного «пятого» и стоит ли за него переплачивать 20–30 копеек на литре.

На многих автозаправках недавно появился бензин А-95 с обозначением «+» или Premium. Продавцы утверждают, что это топливо европейского качества. Попробуем выяснить, чем этот бензин отличается от обычного «пятого» и стоит ли за него переплачивать 20–30 копеек на литре.

Если обычный А-95 продается на столичных заправках по 4,70 грн. за литр, то покупатели «премиума» выкладывают за литр почти пять гривен. В чем его преимущество? Автомобилисты, которые заливают в бак «плюс» (а это, в основном, владельцы новых иномарок), уверены, что, переплачивая на заправке, они значительно экономят на сервисе. Нагар на свечах, засоренные форсунки, забитые фильтры и даже вышедшие из строя катализаторы – все это следствие попадания в топливную систему авто некондиционного бензина. Заливая более дорогой А-95+, водители надеются, что этот более качественный бензин не создаст подобных проблем.

Евростандарт

Опрошенные «АЦ» нефтетрейдеры, торгующие А-95+ (Premium), в один голос заявляют, что под этой маркой они продают бензин, отвечающий более жестким, чем отечественные, европейским стандартам. «На АЗС нашей сети бензин марки 95+ – это топливо европейского производства (заводы компании в Румынии или Болгарии), которое соответствует стандарту Евро 3 по всем параметрам», – сообщил «АЦ» Валерий Рясик, начальник центра общественных связей компании «Лукойл-Украина». По его словам, на заправках «Лукойла» также продается дизтопливо, соответствующее Евро 3, и бензин А-98, отвечающий Евро 4. Но для этих марок никаких дополнительных обозначений компания не размещает.

Алексей Правдивый, начальник департамента маркетинга и рекламы ООО «КЛО», утверждает: «На заправках компании под маркой А-95 Premium продается только импортное топливо, произведенное на заводе «Мажейкю нафта» (Литва). Оно соответствует российскому ГОСТ P51105-97, а также европейскому стандарту ЕN 228:93 и предполагает наличие в нем моющих и антиокислительных присадок, которые добавляются на нефтеперерабатывающем заводе. Этот литовский НПЗ обеспечивает топливом многие страны Восточной и Западной Европы. Данный бензин хранится в отдельных емкостях и перевозится специальными бензовозами, что гарантирует неизменность качества».

По словам Олега Хатнюка, директора Института потребительских экспертиз, под маркой А-95+ продается очень разный бензин: «Чаще всего таким образом отмечают импортное топливо с улучшенными, относительно украинских стандартов, характеристиками. Соответствовать оно может как европейским Евро 2, 3, 4, так и российским стандартам. Но регламентирующих документов на проверку «плюсов» не существует, поэтому ответственность за надпись «+» или Premium часто лежит только на совести продавца. Впрочем, по результатам проверки нашим институтом отечественных АЗС, качество бензина на них постепенно улучшается».

Проверка? Возможно!

Действительно, потребителям, заправляющимся «премиумом», остается верить на слово автозаправщикам, ведь проконтролировать соответствие бензина европейским нормам без независимой экспертизы почти невозможно. В Украине никаких нормативных актов, регулирующих стандарты этого вида топлива, не существует. Весь бензин, который продается в розничных сетях украинских АЗС, отвечает одному ДСТУ – 4063-2001. Данный стандарт по основным показателям соответствует европейским стандартам Евро 2, а заявленный продавцами «премиум» превосходит их. В частности, украинское топливо (ДСТУ 4063-2001) по отношению к топливу EN 228:04 (Евро 4) может содержать в пять раз больше бензола, в десять раз больше серы и иметь значительно большую ароматическую составляющую.

Итак, документально подтвердить, действительно ли стоит переплачивать при покупке А-95+, сложно. Но даже обычный автомобилист в состоянии проверить «на себе» плохое качество топлива. Правда, такой метод может влететь в копеечку. По мнению доцента Национального транспортного университета Дины Колосюк, проверить чистоту заливаемого бензина достаточно легко. Дело в том, что сегодня для повышения некоторых качеств высокооктановых бензинов широко применяются железосодержащие или марганцевые антидетонаторы (действующий в Украине ДСТУ 4063-2001 не предусматривает ограничений на их наличие и методику их определения в бензине). В настоящем европейском топливе (Евро 3, 4, 5) эти присадки отсутствуют. Поэтому если через короткий промежуток времени (неделя, две, иногда месяц) не запускается двигатель, на свечах появляется осадок рыжего (ржавого), красноватого или серого цвета – это верный признак наличия в бензинах присадок, содержащих железо и марганец. Такой бензин однозначно не является экологически более чистым, чем обычный 95-й, и ему далеко до «европейского».

 Двигатели и бензины

Экологические требования Евро 2 и выше, которые вводятся для двигателей транспортных средств, не будут выполняться, если заливаемый в них бензин не отвечает определенным требованиям. Например, повышенное содержание серы в топливе приводит к коррозии деталей ДВС и негативно влияет на слизистую оболочку и кровеносную систему человека, а ароматические углеводороды и бензол – к увеличению нагарообразования и количества канцерогенных газов в продуктах сгорания. Низкое содержание этих компонентов топлива в «европейском» бензине должно привести к большей чистоте выхлопа автомобилей, а значит – меньшему износу системы питания моторов.

Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка