X

Бархатный сезон в Крыму

В октябре и уж тем более в конце сентября в Крыму замечательно. Воспетый в стихах бархатный сезон на Южном берегу, за горной грядой – изысканный и утонченный. Ну только представьте себе: море – плюс 18 – 20 градусов. Солнце словно набралось за лето жизненного опыта и теперь с мудростью и рассудительностью балует отдыхающих.

В октябре и уж тем более в конце сентября в Крыму замечательно. Воспетый в стихах бархатный сезон на Южном берегу, за горной грядой – изысканный и утонченный. Ну только представьте себе: море – плюс 18 – 20 градусов. Солнце словно набралось за лето жизненного опыта и теперь с мудростью и рассудительностью балует отдыхающих.

В октябре и уж тем более в конце сентября в Крыму замечательно. Воспетый в стихах бархатный сезон на Южном берегу, за горной грядой – изысканный и утонченный. Ну только представьте себе: море – плюс 18 – 20 градусов. Солнце словно набралось за лето жизненного опыта и теперь с мудростью и рассудительностью балует отдыхающих. Пляжи, изобиловавшие загорелыми телами летом, теперь практически пусты и словно приглашают только тех, кто ищет спокойствия и уединения. Ну а что касается прозы жизни, то есть цен на все – начиная с жилья и заканчивая фруктами, то в бархатный сезон они становятся заметно скромнее. В кафе и ресторанчиках персонал ловит каждый взгляд «бархатных» отдыхающих, стараясь не упустить последний в сезоне заработок.

С севера Украины, в частности, из Киева, откуда лежал наш путь, добраться до Крыма на автомобиле можно разными дорогами. Мы выбрали альтернативное классическому направлению Киев – Умань – Кривое озеро – Николаев – Симферополь. Ехать было решено через Борисполь – Переяслав-Хмельницкий – Золотоношу – Черкассы – Кировоград – Николаев – Новую Каховку – Армянск – Красноперекопск – Симферополь, ну а потом уже через горы на Южный берег.

Киев – Борисполь – Переяслав-Хмельницкий – Золотоноша

Первый сюрприз ожидал нас уже на выезде из Киева. Здесь активно реконструируют трассу до Борисполя. Вдоль всей дороги стоят знаки «Дорожные работы» и ограничения скорости до 50 км/ч. В Борисполе, как водится, попали в «красную волну». Выбравшись из города, по указателю сворачиваем направо, на Переяслав-Хмельницкий. Дорога отличная, особенно сразу за Борисполем. Плотность потока низкая, так что до Переяслава можно низенько так долететь (средняя скорость – кто сколько может). В город не въезжаем, трасса обходит его стороной. Правда, в конце окружной – пост ГАИ, так что скорость на подъездах к городу лучше снизить. После Переяслава дорога по-прежнему хорошая. На обочинах ведущей к Золотоноше трассы – две эстакады, а сам город дорога опять обходит. В конце окружной не пропустите развилку. В Черкассы – направо.

Черкассы – Кировоград

Между селом с заманчивым названием Деньги и Чапаевкой – пост ГАИ. Он остужает пыл особо рьяных «летчиков», ведь впереди переезд через Кременчугское водохранилище. Несмотря на то, что мы отправились в путь в выходной (в такие дни, как показала практика, машин на междугородных трассах меньше), на переезде через водохранилище попадаем в плотный транспортный поток. Средняя скорость – 20 – 30 км/ч. Проехали водохранилище и на развилке – прямо, по указателям на Смелу.

Черкассы проходим по окружной. Трасса от Черкасс до Смелы покоряет своей безупречностью. Ну чем не автобан? Широкая разделительная, по две полосы в каждом направлении, новый асфальт и свежая разметка. Правда, на разделительной часто стоит ГАИ с «фарой».

Объезд вокруг Смелы не предусмотрен, и отличное впечатление от отечественных дорог слегка портят редкие, но глубокие ямы в городе (в основном – из-за неправильно заасфальтированных канализационных люков). Ближе к центру – поворот на Каменку и Знаменку. Нам туда. До Каменки дорога хорошая, машин немного. На подъездах к городу и почти сразу после него, возле села Косари – посты ГАИ. Дальше проезжаем границу Черкасской и Кировоградской областей. Возле кафе с многообещающим названием «Вдали от жен» – поворот налево, на Знаменку. Немного дальше, в Александровке, перед постом ГАИ и заправкой – направо, на Кировоград. Кстати, до Кировограда дорога просто великолепна – ее недавно отремонтировали.

Кировоград – Николаев

Если в ваши планы не входит просмотр достопримечательностей, Кировоград лучше объехать по окружной. Мы случайно проскочили нужный поворот, въехали в город и плутали по нему с полчаса. Чтобы не повторить нашу ошибку, ориентируйтесь на перекресток с ГАИ, знаком Stop и светофором. Здесь можно поворачивать как налево, так и направо – расстояние по окружной в обоих случаях примерно одинаковое. Дорога на выезде из Кировоградской и после въезда в Николаевскую область – с небольшими ямками и неровностями. Если вы уже проголодались, дотяните до сел Веселое и Возсиятское (в начале Николаевской области). Такого, как там, мы не видели нигде в Украине. Каждый дом вдоль дороги – маленькое кафе. Везде обещают накормить борщом, блинами, варениками, шашлыком и т. д. Цены – не удивляйтесь – 2-3 гривни за блюдо! Говорят, раньше здесь была жуткая брусчатка, автомобилисты сбрасывали скорость и останавливались передохнуть, а заодно и перекусить. Так появились два села-кафе.

При въезде в Николаев нас остановили контролеры-экологи. Проверили талончик и с миром отпустили. Плотность потока от Кировограда до Николаева очень низкая, так что ехать можно с приличной скоростью.

Херсон – Новая Каховка

Николаев также можно объехать по окружной. Транспортный поток очень плотный. На всем пути от Николаева до Херсона ползут грузовички и фуры-бахчевозы, которые уже выбили изрядные колеи в асфальте. За ними выстраиваются целые очереди легковушек. Обгоны опасны, так как встречная тоже забита автомобилями.

Решение ехать в Крым через Новую Каховку, кроме чисто исследовательского, имело еще один мотив – продегустировать фирменный коньяк «Таврия» (выпускается в Каховке). Купить его можно в любом приличном магазинчике города. Берите пятизвездочный. Цена – около 18 грн. Вкус – приятный.

В самом городе Новая Каховка масса замечательных кафе, где вкусно и по «коммунистическим» ценам кормят. Обед в пиццерии – первое, второе, пиво, пицца – обошелся в 23 гривни на двоих. Но это, пожалуй, последнее место, где можно перекусить недорого – впереди Крым.

Армянск – Красноперекопск – Симферополь

В Новой Каховке по указателям ищите дорогу на Армянск. Если заблудились, спросите у местных, как добраться до Чаплинки – это на полпути к Армянску. Качество дорожного покрытия на этом отрезке пути в целом неплохое, хотя местами дорога слегка напоминает стиральную доску. Через 12 км после Новой Каховки – интересный перекресточек. Два знака Stop – перед въездом на круг и сразу же после въезда. Рядом стоят представители ГАИ и наблюдают, как водители выполняют это упражнение. В Чаплинке – последняя перед Крымом заправка c трассовыми невысокими ценами. На всем пути от Новой Каховки до Армянска мало кафе.

Перед Армянском при въезде на полуостров – пост ГАИ. Перед ним будочка, возле которой парни без формы и каких-либо опознавательных знаков требуют уплатить туристический сбор – 10 гривен с машины. Те, кто не заплатит, выяснили мы у парней, будут общаться с гаишниками. После въезда в Крым на трассе опять толкучка. За грузовиками собираются целые «составы» легковушек.

Перед въездом в Красноперекопск – пост ГАИ с «фарой», а сразу после выезда из города – поворот направо, на Симферополь. Дорога от Первомайского до Войкового не на высоте, но общее впечатление хорошее. Кафе по-прежнему почти нет.

Перед въездом в Симферополь, в Комсомольском – пост ГАИ с «фарой». В самом городе внимательно смотрите на указатели – в зависимости от того, какая часть ЮБК вам нравится больше, можно выбрать направление на Бахчисарай (Западный Крым) или на Алушту (Восточный).

В Крыму

По южному побережью рекомендуем путешествовать по Большой (новой) ялтинской дороге. Виды великолепные: с одной стороны море, с другой – горы. В Восточном Крыму до этой трассы можно добраться через Ангарский перевал, а в Западном – через Байдарские ворота (тоже перевал). Прямо к Ялте ведет дорога через Ай-Петри. Сюда стоит заехать даже ради вида на южное побережье, который открывается с верхушки горы. В общем, какую бы дорогу вы не выбрали – в Крыму хорошо везде. Счастливого пути!

 Автомобиль

На каком бы великолепном автомобиле вы не отправлялись в Крым, перед дорогой загоните его на СТО и проверьте рулевую, тормозную и ходовую части, а также коробку передач. Горные серпантины не прощают беспечности. В горах придется ездить на третьей-второй, а иногда и на первой передаче. Расход бензина повышенный. В поворотах, особенно очень крутых, удержитесь от соблазна двигаться посередине дороги. Придерживайтесь своей стороны. Навстречу может выскочить кто-то, кто тоже едет посередине

 Бензин

Цены на бензин в Крыму в этом году практически такие же, как в Киеве. Видимо, из-за высокой конкуренции. Колебания цен в пределах 5 – 10 копеек. Правда, выбирая заправку, не покупайтесь на известные брэнды, а следите за тем, чтобы сама заправка была ухоженной, аппараты – новыми, а персонал в фирменной одежде. В Ялте в районе знаменитой одноименной гостиницы мы заехали на маленькую потрепанную заправку, «коронованную» известным именем, и попались. Практически сразу, как отъехали, автомобиль начал глохнуть – забился топливопровод. Пришлось прокачивать. Бензин через какое-то время пошел, но машина еще долго отказывалась демонстрировать всю свою прыть на горных серпантинах. Впрочем, экспертизу бензина мы не делали, так что возможны совпадения.

Подготовила Светлана Скрипка