X

Дом-музей А. П. Чехова в Сумах: Литературный уголок

Для ценителей прекрасного литературного слога и почитателей таланта Антона Чехова в Сумах работает дом-музей писателя.

Для ценителей прекрасного литературного слога и почитателей таланта Антона Чехова в Сумах работает дом-музей писателя.

Для ценителей прекрасного литературного слога и почитателей таланта Антона Чехова в Сумах работает дом-музей писателя.

Великий русский писатель жил в Сумах в 1888–1889 годах. В это время из-под его пера вышла известная пьеса «Дядя Ваня», над которой он работал в небольшом домике-флигеле на территории помещичьей усадьбы. Здесь же Чехов врачевал.

Только с навигатором

Одноэтажное здание белого цвета, в котором находится дом-музей, расположено в пяти минутах езды на автомобиле от центра Сум, но найти его не так-то просто. Туристам лучше воспользоваться навигацией (точный адрес: ул. Чехова, 79), так как указателями к музею местная власть не балует. Бесплатно и без проблем припарковав машину на тихой улочке, заплатите символическую сумму – 3 гривни за входной билет и узнайте больше о быте писателя. Музей открыт для посетителей шесть дней в неделю (выходной – пятница) с 10-00 до 17-00.

125 лет назад дружеские чаепития мало чем отличались он современных посиделок – разве что наличием самовара на столе.

С таким саквояжем Антон Павлович выезжал к больным.

В XIX веке врачи нередко сами готовили лекарства для своих пациентов, поэтому у Чехова был весь набор провизора.

На покрытом зеленым сукном столе писатель работал над произведениями, сделавшими его классиком литературы.

Внутри по-домашнему уютно. На столе в гостиной – самовар и чайный сервиз. Пытаясь полноценно воссоздать атмосферу жизни Чехова, под потолком повесили люстру, по форме напоминающую керосиновую лампу. Неяркий свет очерчивает круг над столом, в полумраке – старинные шкафы с фарфоровой посудой и другой утварью. Кажется, что писатель, его друзья и члены семьи только что вышли из-за стола во внутренний двор флигеля, к которому примыкал сад. Некоторые исследователи говорят, что в Сумах Чехов выполнил основную часть работы над «Вишневым садом» – произведением, сделавшим его классиком еще при жизни, но стопроцентного подтверждения этому нет. Старожилы вспоминают, что за флигелем действительно цвел и благоухал вишневый сад, в котором писатель с бумагой и пером в руках проводил много времени.

Возможно, окружавшие маленький домик фруктовые деревья вдохновили писателя на создание «Вишневого сада».

Призвание – помогать людям

Интересная часть экспозиции – кабинет А. П. Чехова. По рабочему столу видно, что, пребывая на Сумщине, он много писал и при этом успевал еще и лечить горожан. В углу рабочего кабинета – посуда для дезинфекции рук, многочисленные склянки, в которых когда-то содержались медицинские препараты. Сохранился даже оригинальный стетоскоп, которым Чехов прослушивал своих пациентов. Эта простейшая деревянная трубка занимает почетное место за стеклом медицинского шкафа. Смотрители музея утверждают, что Чехов вел прием больных регулярно и никому не отказывал.

Здесь есть и другие памятные вещи – мебель того периода, оригиналы телеграмм писателя в Москву, а также более современные экспонаты – например, портрет писателя, собранный из текстов его произведений. В музее в полной мере можно ощутить талант, бескорыстность и бытовую скромность писателя.

Мнение

Вадим Беев Тест-пилот сайта аutocentre.ua

Только отменный запас энергоемкости подвески Skoda Yeti позволяет нам уже пятый месяц кряду «утюжить» отечественные просторы. Отправляясь очередной раз в дорогу, я был спокоен – крепкая независимая конструкция справится со всеми неожиданностями. На одометре редакционной Skoda Yeti уже четвертый десяток тысяч километров, она прошла несколько плановых ТО – все элементы подвески трудятся без нареканий и не требуют замены. Хотя я помню несколько моментов, когда сердце замирало от осознания того, что вот эту или эту яму преодолеть не удастся. Сейчас машина нырнет вниз – и будет большой «бум»! Но всякий раз чешский кроссовер с честью выходил из сражений с украинскими дорогами, лишь встряхнув пассажиров и быстро стабилизировавшись на дороге. Посетив за время проекта многие уголки страны, мы даже не «убили» ни одной покрышки. Вряд ли на обычной «легковушке» в условиях дорожного апокалипсиса обошлось бы без происшествий, однако Skoda Yeti с задачей справилась. И это относится не только к подвеске, но и ко всем остальным компонентам автомобиля.

Маршрутный компьютер

Протяженность маршрута Киев – Сумы

335 км

Средняя скорость

64 км/ч

Время в пути

5 часов 10 минут

Расход топлива Skoda Yeti 1.2 TSI

6,6 л/ 100 км

Затраты на проезд в одну сторону

254 гривни

Дорога

Триста тридцать пять километров пути от Киева до Сум можно безопасно преодолеть за пять c небольшим часов. Дорога Н-07, огибающая Бровары (Киевская обл.) и Прилуки (Сумская обл.), похожа на многие другие украинские трассы. Двухполоска, искореженная ямами после снежной зимы, не позволяет мчаться в свое удовольствие, она требует концентрации и внимания – того и гляди, «поймаешь» шестнадцатидюймовым колесом Skoda Yeti очередной «подарок» судьбы. Усилия дорожных служб заметны, но благодарить дорожников язык не поворачивается – после их вмешательства рытвины превращаются в горбы. Разумнее всего не торопиться и поддерживать крейсерскую скорость на уровне 70 км/час.

Вадим Беев
Фото автора и Андрея Яцуляка