X

Лыжню? Колею!

Мы поднимались в Карпатские горы на машинах, чтобы затем спуститься на лыжах. Несколько дней в рамках первого независимого украинского теста мы оценивали разные средства передвижения и активного отдыха. И общего у них нашлось больше, чем можно было ожидать…

Мы поднимались в Карпатские горы на машинах, чтобы затем спуститься на лыжах. Несколько дней в рамках первого независимого украинского теста мы оценивали разные средства передвижения и активного отдыха. И общего у них нашлось больше, чем можно было ожидать…
Мы поднимались в Карпатские горы на машинах, чтобы затем спуститься на лыжах. Несколько дней в рамках первого независимого украинского теста мы оценивали разные средства передвижения и активного отдыха. И общего у них нашлось больше, чем можно было ожидать…

Кроме того, что на машине легко и удобно везти лыжное снаряжение, есть много тонкостей в ее настройке и управлении.

Настройка

Жесткость подвески автомобиля влияет на его комфортабельность и управляемость. Это верно и для лыж – мягкими и податливыми легче управлять в коротких (крутых) поворотах – их приходится меньше продавливать, чтобы создать изгибающий эффект. Зато жесткие лыжи, которые требуют приложения больших физических усилий, – скоростные. Автоспортсмены и некоторые автолюбители настраивают подвеску и выбирают покрышки для своих машин под определенные погодные условия, конфигурации трасс и тип покрытия. Все это справедливо и для лыжников.

Как он стоит… Демонстрация прочности лыж и изменения дорожного просвета.
Многие считают, что лыжи и автомобили «дружат», только когда надо добраться до горы.

В машинах жесткость амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости изменяется и автоматически, и по воле водителя. В лыжах разнообразные «умные» материалы, внедренные в конструкцию, пытаясь восстановиться при скручивании, меняют жесткость и реакции лыжи при изменении нагрузки, однако это можно сделать и механическим путем, увеличив жесткость специальных рычагов.

Технологии аэрокосмического комплекса уже находят применение как в автомобилестроении, так и при изготовлении лыж.

Зачем мы ставим в машину гоночные сиденья-ковши и пристегиваем себя к ним многоточечными ремнями? Для того чтобы слиться с авто воедино, тонко чувствовать малейшие изменения. По той же причине важно правильно подобрать лыжные ботинки и крепления, при правильной фиксации ноге комфортно, малейшее движение стопы сообщается лыже (и наоборот), что важно для точного управления.

Маневренность автомобиля зависит от его быстрой и точной реакции на поворот руля, на лыжах – от того, насколько быстро и легко они позволяют выполнять перекантовку (переход на другой кант для смены поворота).

Лагерь разбивают прямо на склоне. Производители лыжных комплектов предоставляют для тестов по несколько разнообразных моделей.
Автомобили на горнолыжной трассе? Нонсенс. Но для участников первого независимого теста сделали исключение… На очень короткое время.

Управление

Даже некоторые слаломные фигуры в авто- и горнолыжном спорте называются одинаково – змейка, шпилька. В обеих дисциплинах важно правильное построение траектории и выбор скорости. Даже ошибки у автомобилистов и лыжников аналогичные. Да что там ошибки! Методы их устранения и те похожи! Эффектное боковое скольжение на авто или лыжах ярко выглядит на экране телевизора. Но на самом деле это потеря драгоценного времени. Идеально гладкая траектория всегда более выигрышна. Если ошибаешься с траекторией на одном из конусов (в автоспорте) или вешке/флажке (в лыжном), то к следующему ориентиру подъезжаешь уже под неправильным углом. И чтобы вписаться в вираж, приходится делать более резкий поворот, что вызывает снос/занос машины или забрасывание задников (пяток) лыж и скольжение.

Техника и тут схожа. Для выполнения маневра, как на автомобиле, так и на лыжах применяется техника загрузки/разгрузки – в машине сбросом газа загружается передняя ось с управляемыми колесами, на лыжах приходится принудительно «задавливать носки», чтобы быстро нырнуть в вираж. Причем в самом повороте можно увеличивать или уменьшать скорость, менять траекторию – на автомобиле добавлением и убиранием газа, на лыжах продавливанием или ослаблением нагрузки (при дожатии лыжи докручивают поворот и переходят на меньший радиус).

Тонкое персонифицирование гоночного автомобиля и лыжных комплектов под каждого спортсмена позволяет ему бороться за сотые доли секунды на авто- или горнолыжной трассе.

Технологии

Некоторые лыжи разрабатываются совместно с автомобильными компаниями, модели Aero X – результат сотрудничества компаний Saab (одноименный концепт показан в 2006 году в Женеве) и Salomon (модель показана в Мюнхене на ISPO). Так что ничего удивительного, что тест получился объединенный.

Независимость в Карпатах

Такие лыжные тесты журнал с одноименным названием «NTN» при поддержке лыжной школы «ACTIV-SPORT.PL» проводит по всему миру. За проведение тестов фирмы не платят, а только предоставляют снаряжение. Уникальность данного мероприятия в том, что в Украине (Карпаты) оно проводится впервые и организовано в партнерстве с ТК «Буковель» и Международным автомобильным холдингом «Атлант-М». Первый предоставил трассу, второй – машины. Технику выставили исключительно полноприводную: VW Touareg, Skoda Octavia Scout, два Great Wall Hover и пикап Great Wall Wingle. В качестве экспертов как лыж, так и автомобилей выступили незаинтересованные люди – спортсмены, тренеры, инструкторы, представители прессы, директоры дилерских и импортерских предприятий МАХ «Атлант-М». Обязанности испытателей взяли на себя наравне со всеми певец Виктор Павлик и актер Виталий Борисюк.

Потребительский тест

Не всегда склоны покорялись легко. Но в этом вся прелесть испытаний в «боевых» условиях.
 VW Touareg 3.0 TDI
Мотор: л/мощн., л. с.
3.0/225
Тип топлива
ДТ
Габариты, Д/Ш/В, мм
4750/1930/1720
Колесная база, мм
2860
Объем багажника, л
500/1525
Макс. скорость, км/ч
209
Расх. топлива, л/100 км
8,5–14,4
Гарантия, лет/км
2/без огр. проб.
Стоимость, грн.*
312918

Octavia Scout уступает в геометрической проходимости, но на асфальте лидирует по управляемости.
 Skoda Octavia Scout 2.0 FSI
Мотор: л/мощн., л. с.
2.0/150
Тип топлива
А­98
Габариты, Д/Ш/В, мм
4581/1784/1533
Колесная база, мм
2578
Объем багажника, л
580/1620
Макс. скорость, км/ч
200
Расх. топлива, л/100 км
6,9–11,9
Гарантия, лет/км
2/без огр. пробега
Стоимость, грн.*
172609

Тест в Карпатах – первое представление нового пикапа Great Wall Wingle на рынке Украины.
 Great Wall Wingle
Мотор: л/мощн., л. с.
2,8/95
Тип топлива
ДТ
Габариты, Д/Ш/В, мм
5040/1800/1730
Колесная база, мм
3050
Размер кузова, мм
1380/1460/480
Макс. скорость, км/ч
140
Расх. топл. ср., л/100 км
9,1
Гарантия, лет/км
5/80000
Стоимость, грн.*
98374
Порой геометрическая проходимость автомобиля играет решающую роль.
 Great Wall Hover
Мотор: л/мощн., л. с.
2,4/124
Тип топлива
А­92
Габариты, Д/Ш/В, мм
4620/1800/1710
Колесная база, мм
2700
Объем багажника, л
997
Макс. cкорость, км/ч
170
Расх. топл. ср., л/100 км
10,0
Гарантия, лет/км
5/80000
Стоимость, грн.*
132500

*По курсу НБУ на 14.03.08

В ходе независимого потребительского теста не планировалось противопоставлять автомобили. Проводился выбор целевой аудитории, оценивались качества автомобиля по шкале: от –3 до 3, включая «0». При анализе «3» принимается за «отлично», «2» – как «хорошо», «1» – удовлетворительно. «0» – никак, «–1» – неудовлетворительно, «–2» – плохо, «–3» – очень плохо.

Все выставленные оценки мы приводим ниже. А потребителю остается лишь по совокупности необходимых ему характеристик выбрать тот продукт, который ему больше всего подходит.

Дмитрий Чабан
Фото автора

Редакция благодарит МАХ «Атлант-М» за помощь в организации поездки