X

Между озером и морем

По Арабатской стрелке на Land Rover Discovery3.

По Арабатской стрелке на Land Rover Discovery3.

Компания Land Rover исповедует новую философию Go Beyond – «Выходи за рамки, смотри на вещи неординарно, преодолевай себя». Поддержать дух приключений, приумножить завоеванную в дакаровских песках славу абсолютно вседорожной машины – именно с такой целью мы отправились на Land Rover Discovery3 в путешествие по Арабатской стрелке.

Главной целью нашего путешествия, проходившего в рамках проекта «Невiдома Україна з Land Rover», было не только преодолеть Арабатку с севера на юг, но и собрать информацию об этом удивительном месте. Въехали мы на стрелку со стороны городка Геническ и до темноты планировали добраться до поселка Каменское, первого после выезда на Крымский полуостров. Как оказалось впоследствии, лучше не пытаться осуществить подобный вояж за один день – увидеть все прелести стрелки за такой короткий срок просто невозможно. Например, до одной из главных достопримечательностей края – Арабатской крепости – нам удалось добраться лишь после заката, так как во многих местах хотелось задержаться подольше.

По следам урагана

Изрядную долю экстрима путешествию добавил прошедший накануне ураган, с последствиями которого мы столкнулись не раз. Нам то и дело попадались сломанные и вывернутые из земли вместе с фундаментом информационные щиты, напоминающие кадры из новостей о разбушевавшейся стихии где-то на Филлипинах. Да и местные жители уверяли нас, что после урагана преодолеть стрелку до конца будет практически невозможно. Но мы останавливаться не собирались…

Первые километры проходят по довольно сносной бетонке, но затем на протяжении почти 100 км путешественников ждут песчаные грунтовые дороги с так называемой «стиральной доской» – впрочем, благодаря подвеске нашего Discovery особого дискомфорта от неровностей полотна мы не ощутили. И хотя пословица «Больше скорость – меньше ям» здесь вполне оправданна, увлекаться все же не стоит – можно запросто не заметить трамплины.

Первая остановка – на берегу озера Геническое, где добывают лечебную грязь. Чтобы ощутить на себе ее целительные свойства, сюда приезжают жители из всех уголков Украины. Кстати, такую грязь в огромном количестве можно найти в озерах Сальково и проливе Крученое гирло. Еще одна достопримечательность Арабатки – целебные термальные источники, которые находятся в районе поселка Счастливцево. Температура воды, пробивающейся на поверхность, – от 40° до 70°С, как в чешских Карловых Варах. Вода протекает через три неглубоких рукотворных бассейна: в первом находиться практически невозможно (вода не намного холоднее, чем в ключе), во втором ее температура составляет около 40°С, в третьем еще ниже. В небольшом здании, куда также подведена вода, люди дышат целебным паром. Грязи и термальные источники помогают вылечить заболевания кожи, сердечно-сосудистой системы, нервной, дыхательной и других.

Фауна, далекая и близкая

Граница Херсонской области и Крыма на 50-м километре стрелки знаменита страусиной фермой, где уже не один год разводят птиц из далекой Австралии. Проехать мимо сложно, так как основная дорога упирается прямо в нее и огибает справа. На ферме в данный момент находятся около 400 страусов, половина из которых – взрослые особи. На ферме работает кафе, в котором вам предложат разнообразные экзотические блюда. Естественно, удержаться от соблазна попробовать что-либо мы не смогли. 160-граммовая порция яичницы из страусиных яиц стоит 20 грн., а за 150 грн. можно заказать и целое яйцо, вес которого составляет около килограмма, а его содержимое сравнимо с тремя десятками куриных. В кафе можно попробовать и мясо австралийских птиц – 100 граммов шашлыка или отбивной обойдется в 28 грн. Кстати, на ферме расположен пансионат, в котором можно снять как домик, так и номер в гостинице. Ферма – одно из последних цивилизованных мест на косе; далее нам встретились лишь несколько домов.

Там, где заканчивается цивилизация, начинается дикая природа. В пути мы увидели множество лисиц, которые все время норовили проскочить прямо перед машиной, зайцев и разнообразных птиц. Часто попадались и непонятно откуда взявшиеся здесь стада домашних животных, которые паслись даже ночью (причем пастухов вблизи зачастую и близко не было). И с наступлением темноты водителю следует быть предельно осторожным – в этом мы убедились, когда ехали на скорости около 100 км/ч, а на дороге вдруг оказалось… стадо коров! Избежать столкновения помогло мастерство водителя, выполнившего самый настоящий «лосиный тест» (хотя в нашем случае его, скорее, можно назвать «коровьим»), активные системы безопасности Discovery3 и, наверное, везение.

Немного о грустном…

Путешественники, приближающиеся к югу косы и въезду на Крымский полуостров, «на десерт» получают Арабатскую крепость, построенную во второй половине XVII века. Укрепление было возведено турками и за свою историю повидало немало войн, последняя из которых – Великая Отечественная. Последствия наиболее кровавой битвы человечества стены крепости хранят и сегодня.

Фортификационное сооружение окружено глубоким оборонительным рвом и валом. По одной из легенд, из крепости вел лаз, выходящий в 100 метрах от берега прямо в Азовском море – с его помощью турецкие воины нападали на корабли, ведущие осаду крепости. На восток, север и запад зияют расположенные в несколько рядов орудийные бойницы, позволявшие одновременно использовать орудия разных систем и мощности. К сожалению, кроме стен, от этого величественного сооружения уже ничего не осталось – да и те кое-где разобраны местными жителями для строительных работ…

Куда путь держим?

Арабатская стрелка названа по укреплению Арабат (тюркск. «предместье»), просуществовавшему до 1771 г. Не исключено также, что название Арабат произошло от слова «рабат» – «пограничный пункт, укрепление, казарма охраны, крепость». Другое название косы – Тонкая: расположенный напротив ее северного конца г. Геническ ранее назывался Тонкое.

Арабатская стрелка – это 113 км косы, омываемой с одной стороны Азовским морем, а с другой – озером Сиваш, или Гнилым озером. По сути, Сиваш – это система многочисленных островов, полуостровов и мысов, которые омываются плесами, проливами и заливами. В общей сложности система Сиваша занимает площадь свыше 10000 км кв., из которых на долю воды приходится только четверть. А вот ширина стрелки колеблется от 270 м в районе 97-го километра до 8000 м возле поселка Стрелковое.

 Все четыре колеса

Так как наш путь к Арабатке лежал из Киева, сначала нам следовало преодолеть около 800 км асфальтовых трасс, а затем поездить по бездорожью. Поэтому мы выбрали автомобиль, которому по плечу и то и другое. Это Land Rover Discovery3 в пятиместном варианте с турбодизельным мотором объемом 2,7 л (190 л. с.) и 6-ступенчатым «автоматом».

За счет активной подвески поведение автомобиля на асфальте ничем не напоминало внедорожник. Она валкая и глотает как мелкие, так и достаточно крупные неровности. Несмотря на то что тестируемый автомобиль оснащен самым слабым мотором в гамме, его вполне хватает для приличного разгона и быстрых обгонов. К тому же данная модификация хоть и немного проигрывает бензиновым в динамике разгона (11,6 с против 9,3 у 4,4-литровой версии (300 л. с.) и максимальной скорости (180 против 195 км/ч), зато по величине крутящего момента на низах и расходу топлива дизель заметно выигрывает (440 Нм и 9,4 л/100 км против 425 Нм и 15,0 л на 100 км).

На стрелке нам удалось в полной мере проверить внедорожные качества Discovery3. Рукоять комплексного управления трансмиссией Terrain Respons следует обязательно перевести в необходимый режим работы в зависимости от типа покрытия: обычный, трава/гравий/снег, грязь/колея, песок, скалы/камни. Так, на укатанной грунтовке, когда мы забыли перевести регулятор из асфальтного режима, при торможении ABS едва не «сошла с ума». После настройки трансмиссии для грунта торможение проходило уже без стрекотания антиблокировочной системы.

Фотосессия на берегу Азовского моря чуть не стала иллюстрацией поговорки «Чем круче внедорожник, тем дальше идти за трактором». Когда колеса на рыхлом грунте пляжа попытались буксовать, автомобиль отказался их проворачивать, при нажатии педали акселератора электроника сначала поднимала обороты, а затем сбрасывала вплоть до холостых. Перевод регулятора системы в другие режимы ситуацию не менял, и лишь после того как мы подложили под колеса ветки, машина «ожила» и выскочила из песчаного плена. Подобная особенность, возможно, не понравится профессионалам, но для неопытных «джиперов» она как нельзя кстати, ведь на проблемном участке дороги она не позволит «закопать» автомобиль.

Евгений Сокур
Фото Winner Imports Ukraine

Редакция благодарит компанию «Бритиш Моторс Украина» за помощь в организации поездки