X

Переяслав-Хмельницкий: Город музеев

В Национальном историко-этнографическом заповеднике, расположенном рядом с городом Переяславом-Хмельницким, можно увидеть не только известные образцы архитектуры и быта Надднепрянщины. На его территории – двадцать четыре музея!

В Национальном историко-этнографическом заповеднике, расположенном рядом с городом Переяславом-Хмельницким, можно увидеть не только известные образцы архитектуры и быта Надднепрянщины. На его территории – двадцать четыре музея!

В Национальном историко-этнографическом заповеднике, расположенном рядом с городом Переяславом-Хмельницким, можно увидеть не только известные образцы архитектуры и быта Надднепрянщины. На его территории – двадцать четыре музея!

Экспозиции музеев самые разнообразные. Здесь и коллекция украинских рушников, и выставка транспортных средств двухсотлетней давности, и аутентичная почтовая станция, когда-то обслуживавшая крестьян Полтавской губернии. И даже ракетный двигатель второй ступени космического корабля.

В Переяславе-Хмельницком, на территории Национального историко-этнографического заповедника, находится не один музей. Их двадцать четыре!

Церковь Святого Георгия сохранилась не только снаружи. Посетители могут увидеть иконостас и все детали отделки.

 
  

Спасенный собор

Автомобиль можно без проблем и затрат оставить на прилегающей парковке. Стоимость входного билета для взрослых – 15 гривен, но в эту сумму не включена плата за посещение отдельных музеев. Дополнительные затраты составят 2-3 гривни на каждую экспозицию. Обширная территория изрезана дорожками, по которым вы пройдете от главных ворот до рыночной площади, где в праздничные дни проводятся народные гуляния и этнографические фестивали. Свернув в сторону, окажетесь возле приметной церкви Святого Георгия. Это сейчас она здесь, в заповеднике, а двести сорок лет назад ее посещали прихожане Полтавской губернии. Позже, в 1845 году, ее запечатлел на своих рисунках Тарас Шевченко. В период постройки каскадов ГЭС на Днепре место, где стояла церковь, оказалось на дне Каневского водохранилища. Но церковь уцелела – ее бережно разобрали и перевезли в заповедник, где она стала одним из ярких исторических элементов.

По соседству – усадьба зажиточного крестьянина, относящаяся к шестидесятым годам XIX века. Гостеприимные музейные смотрители рассказывают исторические подробности и приглашают войти в дом, чтобы каждый сам смог оценить детали быта семьи состоятельного полтавчанина, жившего более ста пятидесяти лет назад. Обстановка восстановлена так тщательно и достоверно, что кажется, будто хозяин вот-вот вернется сюда, закончив дела на обширном дворе.

  

Внутри домов бережно восстановлена атмосфера, окружавшая хозяев. А экспонаты музеев относятся к разным эпохам – от саней до средств освоения космоса.

Машина времени

Переходя от усадьбы к усадьбе, от двора ко двору, от музея к музею, посетители заповедника словно перелистывают книгу времени, мгновенно перемещаясь в пространстве. Несколько минут назад вы разглядывали телеги, брички и возы, на которых чумаки ходили в дальние странствия, и вот уже на расстоянии трехсот метров вас ожидает музей космоса, созданный с помощью космонавтов – выходцев из Украины. А еще через полчаса вы будете осматривать казацкую заставу, окруженную защитными рвами и частоколом, которая охраняла границы подконтрольных земель…

В Национальном историко-этнографическом заповеднике «Переяслав» огромное разнообразие экспонатов и впечатлений, но самое главное, что здесь все наше, украинское, и нам есть чем гордиться.

Еще по теме:

Відкрий країну: Трускавец
Трускавец – маленький и аккуратный курортный городок в предгорьях Карпат – находится в часе езды от Львова на хорошем автомобиле. От столицы расстояние посолиднее – на одометре Skoda Yeti добавилось 645 километров. После ремонта западного направления, путь из Киева в сторону Львова идет как по маслу. Отдельно следует рассказать о последних двадцати пяти километрах, когда автомобиль сворачивает с трассы Киев-Чоп.

Смотрите видео: Відкрий країну разом зі Skoda Yeti: Переяслав-Хмельницький

Маршрутный компьютер

Протяженность маршрута Киев – Переяслав-Хмельницкий

86 км

Средняя скорость

80 км/час

Время в пути

1 час 5 минут

Расход топлива на Skoda Yeti 1.2 TSI

7,2 л/100 км

Затраты на проезд

69 грн.

Дорога

Добираться из столицы до Национального заповедника «Переяслав» удобно: сначала двадцать километров мчишься по одному из лучших в стране автобанов до Борисполя (кажется, только эта дорога в Украине устояла под натиском зимы и не отмечена выбоинами). Затем, протиснувшись через районный центр со множеством светофоров, поворачиваем направо, на Черкассы (дорога Н08), и легко катимся еще 60 километров. В этом направлении трафик невелик, и особенно радует минимальное количество тяжелых грузовиков. Асфальт приличный, ширина проезжей части – по одной полосе в каждую сторону. Перед въездом в Переяслав держимся правее, сворачивая на окружную дорогу. Здесь всегда много патрульных машин ГАИ, контролирующих соблюдение требований разметки (сплошная осевая) и скоростной режим. После трех километров движения по окружной появляется указатель к музею. Поворот налево – и через 800 метров Skoda Yeti замирает на просторной бесплатной парковке возле главных ворот. В итоге средняя скорость в пути составила 80 км/час, то есть на дорогу ушло чуть больше часа.

Мнение

Вадим Беев Тест-пилот сайта аutocentre.ua

Необычность музейного комплекса в Переяславе в том, что на его огромную территорию можно заехать автомобилем. Мы не преминули этим воспользоваться. Центральная аллея и боковые дорожки плотно укрыты снегом, в котором выкатана глубокая колея. Сначала я старался держаться ближе к краю, удерживая автомобиль между углублениями. Но, непроизвольно поскользнувшись и «нырнув» вниз, не почувствовал какого-либо недовольства Skoda Yeti. Вот они, честные 180 миллиметров клиренса! Рядовая легковушка в этом месте давно бы скребла днищем, а нашему постоянному попутчику все нипочем. Легко катится и не собирается останавливаться. А когда дорожки в заповеднике стали сужаться и закручиваться в тесные повороты, пришлось активно работать рулем. Развернуться можно было только в несколько приемов, сосредоточенно поглядывая по сторонам через зеркала. В этом плане к Skoda Yeti придраться невозможно: во-первых, у машины минимальный радиус разворота и она способна практически «топтаться» на месте. Во-вторых, заднее стекло установлено вертикально и, по сути, является габаритом, что позволяет наглядно оценить приближение к препятствию сзади. В-третьих, боковые зеркала всегда чис­тые благодаря обогреву. Угол обзора через них тоже нареканий не вызывает.

Вадим Беев
Фото Андрея Яцуляка