
Направленный рисунок протектора: почему это хорошо
Почему протектор зимних шин бывает таким разным? Симметричный, асимметричный, направленный, ненаправленный – его типы комбинируются в разных вариациях. Почему все производители не могут воспроизводить одну удачную схему? Выясним подробности на примере новой зимней шины Michelin Alpin 7.
Главное, от чего зависят характеристики зимней шины – это состав компаунда, из которого сварен ее протектор, а еще – рисунок того протектора. У компаунда и рисунка возможны разные нюансы, благодаря чему конструкторы настраивают характеристики покрышки под нужные требования.
Одна из ключевых деталей зимнего протектора – так называемый направленный рисунок, который, впрочем, встречается не на всех моделях.
Представленная этой осенью зимняя шина Michelin Alpin 7, как и все другие модели линейки Alpin – именно направленная, и судя по всему, она тоже получит рыночный успех. Почему Michelin в этом случае выбирает именно такой протектор?

Как работает протектор зимней шины
На зимнем протекторе можно увидеть несколько элементов, каждый из которых отвечает за поведение колеса в определенных условиях. Например, ламели (тонкие прорези в шашках) нужны для сцепления на скользкой и мокрой поверхности. Продольные сплошные ребра в центральной части – для четкой устойчивости на курсе, а массивные блоки в плечевой зоне – для уверенного маневрирования и для выезда из снежной колеи.
Принципиальный элемент зимних моделей – широкие и глубокие дорожки, которые разделяют протектор на отдельные блоки. Дорожки бывают продольные, бывают поперечные, а бывают косые – которые идут от центра к плечевой зоне и краю протектора под острым углом. Этот угол и определяет, направленная шина или нет.

Для чего нужен направленный рисунок протектора
Протектор с направленным рисунком – почему именно так? Новая шина Michelin Alpin 7, как и любая другая зимняя шина, часто решает непростую задачу: чтобы добраться до твердой поверхности с хорошим сцеплением, ей приходится продавливать какое-то препятствие – снег, воду, снежную шугу, смесь снега с песком и грязью. Если этот мокрый слой колесо не продавит и не доберется шашками протектора до твердой дороги, машина встретится со слешпленингом. То есть при движении колесо фактически всплывет на влажной смеси, потеряв контакт с дорогой.
Чтобы быстро и эффективно отводить указанные мокрые субстанции из пятна контакта, и нужны вышеупомянутые канавки на протекторе – влага и все остальное собирается в них и выдавливается в стороны, за пределы пятна контакта. Наиболее эффективно это делается, если каналы проложены от центра дорожки к плечевым зонам не под прямым углом, а частично по ходу вращения колеса и при том расширены к краям. Для этого колесо должно вращаться только в одном направлении – это и есть так называемый направленный протектор.
Благодаря таким элементам на протекторе Michelin Alpin 7 особенно хорошо показывает себя в условиях типичной украинской зимы – при плюсовой или около нулевой температуре, когда на дороге то вода, то мокрый снег пополам с песком и солевыми реагентами.

3D-ламели и направление вращения
Но такая высокотехнологичная шина как Michelin Alpin 7 не может быть хороша только на мокрой дороге, во время дождя или слякоти. Как известно, ее характеристики на заснеженной и скользкой дороге тоже на высоте. В частности, на снегу она тормозит на 6% эффективнее своей славной предшественницы Alpin 6.
Однако высокие показатели управляемости на таких поверхностях объясняются трехмерным строением блоков ламелей у Michelin Alpin 7. Сложные 3D-прорези дают элементам протектора свободу только в нужных направлениях – так, чтобы они могли вцепиться за лед и плотный снег, но чтобы не раскачивались при маневрировании, когда водителю нужна особенная чувствительность руля. Поэтому и здесь также нужно вращение колеса только в одну сторону.
Michelin Alpin 7: вариант для украинской зимы
Грубо говоря, направленный рисунок протектора не обязательно должен быть на зимней шине. Но если на добротной и недешевой модели он есть, это будет дополнительным признаком того, что эта зимняя покрышка хорошо работает не только на рыхлом и перемолотом снегу, а и на скользкой дороге, в снежной каше и на залитом водой асфальте.

















