
Tesla Model 3 — это супер или переоцененный хайп вторичного рынка?
Подержанный электромобиль – это решение всех проблем или головная боль на колесах? Разбираем на примере одного из самых популярных – Tesla Model 3.
Продолжаем наш проект о покупке подержанного авто за 200$ в месяц. Сегодня это модель, с которой началась настоящая популярность марки Tesla. Model 3 за последние пару лет стремительно подешевела и до конца года, пока действуют льготы на ввоз электромобилей, является одним из самых выгодных предложений по соотношению цены и запаса хода.

История модели
Tesla Model 3 впервые представили в марте 2016 года как более доступную альтернативу Model S и Model X. Это был ключевой шаг к “массовому электромобилю”. Производство стартовало в начале лета 2017 года, а первые клиенты получили свои авто в июле.

Model 3 быстро стал мировым бестселлером среди электромобилей: благодаря относительно низкой цене, минималистичному дизайну, высоким технологиям (большой центральный экран, автопилот, регулярные обновления) и поразительным динамическим характеристикам.

Сейчас Model 3 собирается на заводах в США, Китае и Германии, и с 2023 года получила обновление (Highland) с редизайном салона, новыми фарами и улучшенной шумоизоляцией.
Цены и покупка
За последние два года цены на Model 3 просто рухнули. Если в 2023 году привлекательный вариант можно было найти по крайней мере за 30 000 долларов, то на сегодня вполне реально купить живую машину в адекватном состоянии за менее чем 20 000 долларов. Здесь свою роль сыграло сразу несколько факторов.

Во-первых, введение льгот на импорт электромобилей (отмена НДС и пошлины, минимальный акциз). Во-вторых, и это не менее важно, стремительное насыщение рынка конкурентами из Китая. Ведь при сопоставимых характеристиках электромобили из Китая стоят дешевле, при том что это не “битки”, а порой и совсем новые машины по цене б/у Теслы.
Еще выгоднее покупка электромобиля, если подумать о том факте, что стоимость выплаты по кредиту в месяц по Tesla Model 3 даже меньше, чем расходы на бензин на обычном авто! Тем более, что у наших друзей из ОТР банка сейчас действуют «специальные условия на покупку электромобилей по сниженной процентной ставке».

Но вернемся к расчетам. При условии стоимости авто около $12 500 и первым взносом в 40% от стоимости, составляющей $5000, кредит за Теслу обойдется менее 200$ в месяц, то есть что-то около 8 044 грн.
Сами подумайте, при среднестатистическом пробеге около 2000 км в месяц на бензин нужно потратить порядка 12 000 грн, если ваше авто ест 10 л на сотню. Даже если добавить к ежемесячным выплатам по кредиту за электричку затраты на зарядку, то все равно дешевле одного лишь бензина для авто с ДВС.
Есть над чем подумать. Стоит также посмотреть на сайте ОТР Банк калькулятор, где можем рассчитать платеж, и получить больше предложений.
Версии батарей и двигателей
Tesla Model 3 за годы производства имела несколько конфигураций, отличавшихся по типу привода и емкости батареи.
Были следующие варианты батарей:
- LFP литий-железо-фосфат
- NMC никель-манган-кобальт/NCA никель-кобальт-алюминий
Standard Range (SR/SR+)
- Задний привод (RWD)
- Батарея: 52 кВт·ч (LFP или NCA, в зависимости от года)
- Запас хода: 350-420 км (WLTP)
- Двигатель: один электромотор на задней оси
Long Range (LR, Dual Motor AWD)
- Полный привод (два электромотора)
- Батарея: 75–82 кВт·ч (NCA/NMC)
- Запас хода: 500-620 км (WLTP)
- Очень популярная версия благодаря балансу цены и дальности хода

Performance
- Полный привод (два мотора)
- Батарея: 75–82 кВт·ч
- Запас хода: 480-560 км (WLTP)
- Ускорение: 0-100 км/ч за 3,3-3,5 с
- Ориентирована на динамику, имеет спортивные тормоза, перенастроенную подвеску и высокую максимальную скорость (261 км/ч).
Highland (обновленная версия с 2023 года)
- Обновленный дизайн и более современная электроника
- Батареи: LFP для базовых моделей, NMC для Long Range и Performance
- Улучшенная аэродинамика и запас хода

Надежные электромоторы, которые не нужно обслуживать и отсутствие трансмиссии делает Tesla Model 3, как и все электромобили, теоретически очень надежным и дешевым в эксплуатации. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Есть ряд нюансов, придающих хлопот владельцам этих автомобилей.
Кузов
Model 3 стремительно врывался на рынок и масштабирование производства шло такими темпами, что качество за этим явно не успевало. На ранних этапах производства были массовые жалобы владельцев на то, что авто собрано наспех, детали плохо закреплены. А в авто, произведенных до 21 мая 2019 года, было признано наличие проблемы – при проезде лужи, или при езде в дождь в авто отпадал задний бампер! Этот недостаток устранили, изменив систему дренажа воды и изменением аэродинамических элементов.

Что уж говорить о неравномерности зазоров между кузовными панелями.
Также не все хорошо с дверными ручками, которые могут подклинивать или не срабатывать. Особенно это проявляется зимой, когда в них попадает и замерзает влага.

Большинство троек приезжают к нам в страну с американских аукционов в качестве “битков”. Поэтому качество кузовных работ при восстановлении авто здесь играет важную роль. Ведь такие машины разбирают и собирают заново, не говоря о восстановлении кузовных элементов.
Салон
Хотя Model 3 воспринимается как компактная модель, она практически такого же размера как BMW 3-series или Volkswagen Passat. Соответственно и размер колесной базы у нее такой же как и у конкурентов. А за счет очень лаконичного дизайна даже создается впечатление, что салон больше чем у одноклассников.
Что касается материалов отделки, то здесь одним они нравятся и к ним не выдвигают претензий, в то время как других раздражает большое количество жесткого пластика.

Из практических нюансов стоит отметить, что после разборки и сборки во время ремонтов в салоне Model 3 не редко появляются скрипы элементов. Это слышится особенно хорошо на фоне тихой работы силовой установки.

Что касается шумов, то это еще одно относительно слабое место машины. Шумоизоляцию салона называют откровенно слабой. Не редко владельцы делают дополнительную “шумку” дверей и колесных арок. Особенно это касается машин выпуска до 21 года. А в 22 году Model 3 получил двойное боковое стекло, что сильно улучшило ситуацию с шумоизоляцией.
От системы автономного вождения во время воздушных тревог пользы не много. Ведь когда подавленная работа GPS автопилот буквально теряется и считает, что вы находитесь чуть ли не посреди океана.
Батарея, зарядка и расход
Одним из ключевых элементов, настораживающих при покупке электромобиля на вторичном рынке, является состояние и проблемность тяговых аккумуляторов.
LFP (литий-железо-фосфатные) батареи
Эти более простые и дешевые батареи устанавливаются на базовых версиях (Standard Range, некоторые Highland). Их преимуществами является долговечность – выдерживают больше циклов зарядки без значительной деградации. Такие батареи стабильны, потому что меньше перегреваются, практически не загораются. Рекомендуемые для тех, кто заряжает машину каждый день. Tesla даже рекомендует держать LFP постоянно заряженной до 100%.
Недостатком LFP батарей можно назвать более низкую чем у другого типа энергоемкость. То есть, при той же массе они обеспечивают меньший запас хода. Кроме того, при зимних холодах такой тип батарей сильнее теряет емкость и медленнее заряжается.

NMC/NCA (никель-марганец-кобальт/никель-кобальт-алюминий)
Это более современные и более продвинутые батареи. Они используются на Long Range и Performance версиях. Их преимущество в том, что они более энергоемки и лучше работают с мощными двигателями. В то же время они дороже. Но для потребителей на вторичном рынке важнее то, что эти батареи выносливы и медленно теряют емкость. Даже после 150–200 тыс. км пробега их остаточная емкость меньше примерно 8–12% от начальной. Это очень и очень хорошо.
В то же время такие батареи имеют свои особенности эксплуатации. Они не любят постоянной зарядки под завязку. Их рекомендуют держать заряженными на 80-90%. Кроме того, такой тип батарей более чувствителен к перегреву, что может привести к ускоренной деградации аккумулятора. Так что не злоупотребляйте постоянными стартами в пол и ездой по треку с полной рекуперацией.
Иначе говоря, если вам важен ресурс и надежность – ваш выбор более простой LFP аккумулятор. А если хотите максимальный запас хода и мощность – NMC.

Зарядные порты Model 3 поддерживают домашние зарядки с трехфазным током мощностью до 11 кВт. А на скоростных зарядках машина может брать энергию по 250 кВт в час, что очень хороший показатель.
Model 3 даже в самой простой версии – быстрая. А в исполнении Performance так и вовсе имеет показатели суперкара с ускорением 3,3 секунды до сотни и максимальной скоростью в 260 км. Но многие владельцы говорят о том, что такая супер динамика им быстро надоела. Стартовать на все не интересно уже через пару недель езды на авто и верх берет практичность.

В среднем расход Model 3 летом составляет около 15 кВт на сотню, а зимой это ближе к 20 кВт на 100 км. Если рассмотреть смешанный варант зарядки, когда 70% авто заряжается дома (по 4,32 грн) и 30% на публичных зарядках (половина на медленных, половина на быстрых), то получаем расход в месяц 907 грн на домашнюю и порядка 2 370 грн на публичные зарядки. Суммарно расходы по зарядке составляют ориентировочно 3277 грн. Если упомянуть о платеже за кредит в 8044 грн., то суммарно получаем 11 5321 грн. Все равно меньше затрат на бензин в авто с ДВС!
Подвеска – главная проблема?
Model 3 в отличие от больших моделей имеет не пневматическую, а обычную пружинную подвеску. На передних колесах установлена двухрычажная, а на задних – многорычажная.
Подвеска является самым слабым местом тройки. Можно было бы сказать, что здесь нет ничего удивительного. Это ведь электромобиль и у него установлены тяжелые аккумуляторы весом от 345 (54кВт*ч) до 455 кг (82 кВт*ч). Но общая масса авто не существенно отличается от веса конкурентов с ДВС, той же BMW 3-серии или VW Passat – до 1850 кг. Чтобы удержать вес Model 3 в рамках конкурентов, разработчики широко использовали легкие сплавы. В частности, это распространяется и на ходовую. Рычаги изготовлены из алюминиевого сплава.

Если мы говорим о ресурсе подвески, то она зависит от состояния дорог, на которых ездит машина и аккуратности самого водителя.

Подвеска в среднем требует внимания каждые 15–20 тыс. км пробега и гарантированно требует ремонта на отметке 50 000 км. Наиболее слабое звено – втулки стабилизаторов и шаровые опоры. Они проявляются скрипами и стуками в передней подвеске.

В зависимости от стиля езды и дорог сайлентблоки могут прожить от 50 до 120 тыс км. Основным симптомом того, что сайлентблоки уже вышли из чата, являются подъедение резины и невозможность отрегулировать развал-схождение колес.

Вывод
Tesla Model 3 далеко не лишен недостатков, но и проблемным его не назовешь. Нуждается в внимания подвеска, кузовные элементы и подчас мелкая электроника. Зато батарея и электродвигатели считаются достаточно надежными, что делает Model 3 популярным выбором среди тех, кто переходит на электромобили. Решающим фактором можно назвать то, что цены цены на модель очень низкие. Именно при этом покупку Model 3 можно назвать выгодной.





















