Утилизационный сбор на авто будет введен в России с 1 сентября, о чем российский президент Владимир Путин подписал накануне соответствующий закон.
При этом для физлиц коэффициенты предлагают сделать, наоборот, понижающими. Для новых автомобилей – 0,15, для машин старше трех лет – 0,25. Получается, утилизационный сбор для частников составит 3000-5000 рублей. По словам участников рынка, это будет способствовать росту ввоза подержанных автомобилей, и активизирует серый импорт. Соответственно, государство может не получить нужного эффекта от борьбы с автохламом, считают эксперты.
Утилизационный сбор на авто чиновники придумали, чтобы компенсировать снижение импортных пошлин после вступления в ВТО. В первый же год должны быть отменены «кризисные» пошлины, введенные в конце 2008 года. Ставки на импорт новых легковушек снизятся с 30 до 25%, а грузовиков и автобусов – с 25 до 10-15%. Затем в течение семи лет пошлины на легковые машины опустятся до 15%, а на грузовики и автобусы – до 10%.
Но все эти обязательства касаются только пошлин для юрлиц, указывает замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Ставки платежей для физлиц после вступления России в ВТО не изменятся, поэтому-то вводить для них высокий утилизационный сбор на авто и не предполагается, добавляет он. С 2011 года при ввозе автомобиля в пределы Таможенного союза физлица уплачивают только единый таможенный сбор (объединяет пошлину, НДС и акциз), ставки которого зависят от возраста автомобиля и объема двигателя. При этом пошлины на ввоз автомобилей старше семи лет являются запретительными.
Сейчас, по оценкам агентства «Автостат», в Россию ежегодно завозится частниками 100-150 тысяч автомобилей – в основном подержанных. Серый импорт в Россию оценивается в несколько тысяч автомобилей в год.