Есть ли права у прав?
Признают ли за рубежом украинские права.
Украинские права во многих зарубежных странах не признаются – эту тему сейчас активно муссируют отечественные масс-медиа. «Автоцентр» выяснил, так ли это на самом деле? |
Сегодня в Украине действуют шесть разновидностей водительских удостоверений, в том числе те, которые были выданы водителям еще во времена СССР. В нашей стране все они являются законным документом, предоставляющим право управлять транспортным средством. Вместе с тем два типа прав не отвечают требованиям международной Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, которую ратифицировали большинство стран мира. Это водительское удостоверение, выполненное в виде книжки, и заламинированные права с черно-белой фотографией владельца.
Есть латиница?
Дело в том, что в п. 3 Приложения 6 о национальном водительском удостоверении вышеупомянутой Конвенции четко сказано: «Вносимые в удостоверение от руки или отпечатанные на машинке записи делаются либо только буквами латинского алфавита или прописью, либо повторяются таким же образом».
А в этих двух типах прав все записи сделаны лишь кириллицей, соответственно на их основании можно управлять ТС только на территории Украины. Даже в Российской Федерации с недавнего времени такие водительские удостоверения не являются официальным документом, позволяющим садиться за руль транспортного средства.
Надо менять!
Все остальные разновидности удостоверений, где записи кириллицей продублированы латинскими буквами, полностью отвечают требованиям Конвенции и в странах, подписавших ее, признаются официальным документом, позволяющим водителю управлять ТС. Поэтому автомобилистам, собирающимся отправиться на машине за рубеж, нужно заменить старые права на новые, «правильные». Для этого необходимо обратиться в МРЭО ГАИ по месту регистрации и написать соответствующее заявление (образец есть в каждом отделении) с просьбой обменять права. Согласно п. 27-28 «Положения о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению ТС», утвержденному постановлением Кабинета министров Украины № 340 от 8.05.1993 года, если водитель на протяжении последних 12 месяцев управлял автомобилем, права меняются без сдачи экзаменов, в обратном случае – только после теоретического и практического экзаменов.
Почти европейские
Напомним, что с начала 2006 года в Украине выдают права, изготовленные на пластиковой основе, которые отвечают расширенным европейским требованиям, действующим в странах Евросоюза. В частности, современные европейские стандарты предусматривают ограничение срока действия прав и категорий, объяснил заместитель начальника Управления Департамента ГАИ МВД Украины полковник милиции Василий Зайченко. Все это в новых водительских удостоверениях предусмотрено, и единственное их отличие от европейских – отсутствие значка ЕС. Правда, в Украине сроки действия прав и категорий пока законодательно не предусмотрены, поэтому соответствующие строки в удостоверениях пустуют.
С паспортом или без?
Кроме того, Василий Зайченко опроверг информацию, появившуюся во многих украинских СМИ, о том, что в странах Евросоюза для получения автомобиля напрокат украинцам необходимо обладать международным водительским удостоверением (отдельный тип прав, который выдает ЦБДД). По словам Василия Зайченко, международные права необходимы, прежде всего, профессиональным перевозчикам, которые часто совершают зарубежные рейсы. В большинстве европейских стран для получения машины напрокат вполне достаточно нового национального удостоверения (исключение пока что составляют Италия и Испания, с которыми Украина заключает отдельные соглашения в сфере дорожного движения). Если же в данной ситуации водитель предъявляет украинские права, соответствующие только Конвенции, а не новым требованиям Евросоюза, то ему необходимо предоставить еще и загранпаспорт, так как эти права не являются удостоверением личности.
Стоимость обмена прав* |
2 |