X

Зебра под прицелом

Пешеходные переходы – зона пристального внимания работников ГАИ, особенно во время проведения операции «Пешеход». И при этом нередко между водителями и стражами порядка возникают конфликты. Как же избежать ошибок на «зебре»?

Пешеходные переходы – зона пристального внимания работников ГАИ, особенно во время проведения операции «Пешеход». И при этом нередко между водителями и стражами порядка возникают конфликты. Как же избежать ошибок на «зебре»?

Пешеходные переходы – зона пристального внимания работников ГАИ, особенно во время проведения операции «Пешеход». И при этом нередко между водителями и стражами порядка возникают конфликты. Как же избежать ошибок на «зебре»?

Для начала напомним, что пешеходы согласно ст. 17 Закона Украины «О дорожном движении» и п. 4.16 ПДД всегда имеют преимущество перед транспортными средствами на нерегулируемых пешеходных переходах, а на регулируемых – при соответствующем сигнале светофора или регулировщика. Из этого следует, что если на переходе пострадает пеший участник движения, вся тяжесть вины ляжет на плечи водителя.

Если светофора нет

Чаще всего водители «попадаются» на том, что они нарушают правила проезда нерегулируемых переходов. В таких ситуациях немаловажную роль играет дорожная разметка (см. рисунки).

Кроме того, автору неоднократно приходилось быть свидетелем ситуации, когда один автомобиль останавливается перед нерегулируемым переходом, а другой, лихо объехав его, проносится по «зебре», заставляя ошеломленного пешехода испуганно шарахаться в сторону. По свидетельству начальника отдела профилактической работы Департамента ГАИ МВД Украины полковника милиции Геннадия Гребнева, подобное «лихачество» нередко заканчивалось трагической гибелью пешеходов.

Между тем п. 18.4 Правил дорожного движения предусмотрено, что, подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, водители должны снизить скорость, а при наличии на нем пешехода остановиться и дать ему возможность безопасно завершить переход проезжей части. А если перед нерегулируемым переходом замедляется или уже остановился автомобиль, водители других машин должны также снизить скорость или остановиться. Продолжить движение можно лишь убедившись в том, что на «зебре» нет пешеходов.

Берегите пешехода!

Хочется упомянуть еще об одном распространенном нарушении. Если на регулируемом пешеходном переходе для водителей включился зеленый сигнал светофора или же регулировщик разрешил им движение, нельзя «сгонять» пешеходов с проезжей части. Согласно п. 18.2 ПДД, необходимо дать им возможность завершить переход дороги в соответствующем направлении. Если же пешеходы, не успев перейти проезжую часть, вынуждены остановиться на островке безопасности или на осевой линии разметки, водителям следует проезжать мимо них, обеспечивая безопасный боковой интервал между машинами и людьми.

К сожалению, многие автолюбители забывают еще одно важное правило. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на «зебре» (п. 18.6). На практике в подобных ситуациях пешеходы лавируют между машинами, пробираясь к противоположному краю проезжей части! Запрещается также стоянка и остановка на пешеходных переходах (п. 15.9/г и 15.10).

Давайте жить дружно

Призываем участников дорожного движения задуматься. Возможно, пора стать цивилизованнее и подать другим пример хорошего тона? Во-первых, проявляя уважение к пешеходам, вы сами получите удовольствие. Во-вторых, чем неукоснительнее участники движения будут следовать Правилам, тем быстрее прекратится никому не нужная вражда на дорогах.

 Нарушение и наказание

Если движущиеся транспортные средства не позволяют пешеходу начать переход проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу и он вынужден стоять на бровке, то инспекторы ГАИ расценивают данную ситуацию как непредоставление водителями преимущества пешим участникам движения. За это нарушение водитель привлекается к ответственности согласно ч. 3 ст. 122 КоАП Украины, предусматривающей штраф в размере 8,5 – 17 грн.

Если же транспортное средство создало помеху пешеходу, который уже начал переход проезжей части по «зебре» (к примеру, заставило его остановиться или же резко изменить направление движения), то в данном случае сотрудники ГАИ привлекут водителя к ответственности по ч. 4 ст. 122 КоАП за создание аварийной ситуации на пешеходном переходе. В этом случае наказание более существенное – штраф в размере 34 – 68 грн. или лишение прав на 6 – 12 месяцев.

Решение о мере ответственности водителя при вышеперечисленных нарушениях принимает суд.

 Рекомендации Департамента ГАИ по проезду нерегулируемых пешеходных переходов

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка, Юрия Нестерова и Натальи Красюк