X

«Формула-1». Гран-при Италии: Гарцующие хитрецы

Казалось бы, чего не хватает болельщикам Ferrari? Оба титула у их любимцев, задача на сезон выполнена… Но когда два красных болида почти бок о бок пересекли финишную черту в Монце, тиффози взревели так, будто ждали этого дубля лет двадцать!

Казалось бы, чего не хватает болельщикам Ferrari? Оба титула у их любимцев, задача на сезон выполнена… Но когда два красных болида почти бок о бок пересекли финишную черту в Монце, тиффози взревели так, будто ждали этого дубля лет двадцать!

Казалось бы, чего не хватает болельщикам Ferrari? Оба титула у их любимцев, задача на сезон выполнена… Но когда два красных болида почти бок о бок пересекли финишную черту в Монце, тиффози взревели так, будто ждали этого дубля лет двадцать!

Помнится, в 2000 году, который фактически положил начало феноменальной победной серии Михаэля Шумахера и Ferrari, судьба чемпионского титула определилась в предпоследней гонке. Как мы тогда сокрушались – дескать, «кому нужны такие гонки!», «кто пойдет на последний Гран-при сезона, если там ничего не решается!», «интрига умерла!»… Что уж тогда говорить про сезон нынешний, в котором сия почтенная синьора испустила дух аж за четыре гонки до финиша?

И тем не менее, люди идут на автодромы. Придут они и на китайский «Шанхай» (как минимум в силу его новизны), и на японскую «Сузуку» (как же не поболеть за Сато, Honda и Toyota!), и на бразильский «Интерлагос» (в Сан-Паулу «Формула-1» едва ли не популярнее футбола)… Собрались они и на «Аутодромо Национале» в Монце – 150 тысяч тиффози или, скорее, 150 тысяч язычников, пришедших в храм с надеждой увидеть своих богов и оказаться причастными к их триумфу. И боги их не обманули…

Резиновые игрушки

Сценарий этого спектакля был практически идеален (никаких намеков на нечестную игру – спланировать такое не под силу никому из смертных). Поскольку две Ferrari занимали на старте первое (Баррикелло) и третье (Шумахер) места, нужно было что-то экстраординарное, что помешало бы им с самого старта уйти вперед и выиграть гонку в стиле 2004-го, то есть без помех со стороны конкурентов. Этим «фактором внезапности» стал Фернандо Алонсо. Как часто в нынешнем сезоне мы отмечали превосходные стартовые маневры испанского пилота! На этот раз он мастерски проскочил между Шумахером и Монтойей, оставив обоих позади и выйдя на второе место прямо за Баррикелло. Правда, Рубенс свою позицию сдавать не собирался; более того, он рванул вперед с совершенно невероятной скоростью, на первом же круге привезя Фернандо около семи (!) секунд. В это же время Михаэль Шумахер, срезавший первую шикану, а затем вынужденный толкаться с двумя пилотами B.A.R., теряет траекторию (спасибо влажной трассе!), вылетает за пределы трека и возвращается в гонку лишь 15-м. Достаточно интриги для одного только первого круга?

А четырьмя кругами позже стала ясна причина столь высокой скорости Баррикелло: бразилец отправился на первый из трех пит-стопов, чтобы поменять «мокрую» резину на «сухую». Ход оригинальный – ведь на мокрой трассе, в условиях не очень высокого износа покрышек две остановки в боксах представлялись более разумным решением (более того, все остальные пилоты так и поступили). Однако бразилец нашел свои плюсы и в тактике трех дозаправок: постоянно находясь за рулем более легкой, чем у соперников, машины, он показывал чудеса скорости, заслуженно установив новый рекорд трассы в гоночном режиме. Так что тактика себя оправдала «на все сто»; оставалось лишь правильно рассчитать время заездов в боксы, чтобы на выезде не попасть в траффик и не застрять за круговыми. Ну, такие задачки Росс Браун со товарищи щелкают, как семечки…

Каждому свое

Тем временем Михаэль Шумахер прорывался из хвоста пелотона в голову. Тут, наконец-то, нам довелось увидеть первые в этом сезоне обгоны «имени Красного Барона» – ведь до сих пор жертвами Шумахера были в основном круговые. С удовлетворением отмечаем, что мастерства Михаэль не утратил; его пилотирование на влажной трассе было по-прежнему великолепным, что, вероятно, далеко не все оценили по достоинству. Что ж, такова судьба семикратного чемпиона мира: прорыв с пятнадцатого места на второе, который в исполнении любого другого гонщика назывался бы «фантастическим», в исполнении Шумахера удостаивается максимум эпитета «уверенный».

Впрочем, нельзя не признать, что и соперники помогали Михаэлю, как могли. Первым самоустранился бельгийский триумфатор Райкконен; двумя десятками кругов позже ошибся и вылетел в гравий Алонсо. Вот тут, кстати, возникает очень интересный вопрос: а почему маршалы отказались вытолкнуть Фернандо обратно на трассу, ведь мотор-то у него не заглох? Все помнят аналогичную ситуацию, когда в прошлом году на Гран-при Европы маршалы таким образом спасли застрявшего Михаэля Шумахера (а возможно, и его шестой титул)? Так что, правила за год изменились? Или прав Алонсо, заявивший после гонки, что его машина «просто выкрашена не в тот цвет»?

Из других запомнившихся моментов отметим два. Первый – пожар, едва не охвативший боксы Minardi во время дозаправки Джанмарии Бруни. Миллионы болельщиков с ужасом вспомнили случай с Йосом Ферстаппеном на Гран-при Германии 1994 года; однако на этот раз, благодаря современным средствам пожаротушения, пламя бушевало не больше пяти секунд. Второй же забавный эпизод – нелепая атака Антонио Пиццонии на Дэвида Култхарда в борьбе за шестую позицию. Представьте – за два круга до финиша Антонио бросает свой Williams внутрь поворота и въезжает в боковой понтон McLaren. Чудом обе машины смогли остаться на трассе и принести своим командам очередные несколько очков.

Зачем уходишь ты?

Мы сознательно ни разу не упомянули имени финишировавшего третьим Дженсона Баттона, и вот почему. Британец провел великолепную гонку, в силовой манере обогнав и Монтойю, и Алонсо, уступив при этом в скорости лишь двум Ferrari. И вновь у болельщиков возник сакраментальный вопрос: Дженс, ну зачем тебе уходить из B.A.R.? Неужели разногласия по поводу денежных бонусов за призовые места (так объясняют суть конфликта его участники) могут перечеркнуть столь удачный сезон: первая в карьере поул-позишн, десяток подиумов, третье место в зачете пилотов, возможное второе в Кубке конструкторов… Нет, лично я отказываюсь это понимать. Впрочем, окончательное решение о дальнейшей судьбе Баттона будет принято через месяц, так что не будем спешить с выводами. Уж очень хочется верить, что в мире есть вещи поважнее денег – пусть даже это элитный мир «Формулы-1».

Финишировали

1. Р. Баррикелло Ferrari 1:15.18,448 с. 2. М. Шумахер Ferrari + 01,347 с. 3. Д. Баттон B.A.R. + 10,197 с. 4. Т. Сато B.A.R. + 15,370 с. 5. Х.-П. Монтойя Williams + 32,352 с. 6. Д. Култхард McLaren + 33,439 с. 7. А. Пиццония Williams + 33,752 с. 8. Д. Физикелла Sauber + 35,431 с. 9. М. Уэббер Jaguar + 56,761 с. 10. Я. Трулли Renault + 66,316 с. 11. Р. Зонта Toyota + 82,531 с. 12. Ф. Масса Sauber + 1 кр. 13. К. Клиен Jaguar + 1 кр. 14. Н. Хайдфельд Jordan + 1 кр. 15. З. Баумгартнер Minardi + 3 кр.

Не финишировали

16. Ф. Алонсо Renault 40-й кр., вылет. 17. Д. Пантано Jordan 33-й кр., вылет. 18. Д. Бруни Minardi 29-й кр., пожар. 19. К. Райкконен McLaren 13-й кр., система охлаждения. 20. О. Панис Toyota 1-й кр., столкновение

 Статистика

Гран-при Италии. Монца. 10 – 12 сентября 2004 года
Проводится с 1950 года
Дистанция 306,720 км (53 круга по 5793 м)
Поул-позишн: Р. Баррикелло (1.20,089 с)
Быстрейший круг в гонке: Р. Баррикелло (1.21,046 с)
Победитель гонки: Р. Баррикелло (1:15.18,448 с, средняя скорость 244,374 км/ч)

Стартовое поле

1. Р. Баррикелло. 2. Х.-П. Монтойя. 3. М. Шумахер. 4. Ф. Алонсо. 5. Т. Сато. 6. Д. Баттон. 7. К. Райкконен. 8. А. Пиццониа. 9. Я. Трулли. 10. Д. Култхард. 11. Р. Зонта. 12. М. Уэббер. 13. О. Панис. 14. К. Клиен. 15. Д. Физикелла. 16. Ф. Масса. 17. Д. Пантано. 18. Д. Бруни. 19. З. Баумгартнер. 20. Н. Хайдфельд.

Личный зачет

1. М. Шумахер, 136 очков. 2. Р. Баррикелло, 98. 3. Д. Баттон, 71. 4. Я. Трулли, 46. 5. Ф. Алонсо, 45. 6. Х.-П. Монтойя, 42. 7. К. Райкконен, 28. 8. Д. Култхард, 24. 9. Т. Сато, 23. 10. Д. Физикелла, 19. 11. Р. Шумахер, 12. 12. Ф. Масса, 10. 13. М. Уэббер, 7. 14. О. Панис, 6. 15. А. Пиццониа, 6. 16. К. Клиен, 3. 17. К. да Матта, 3. 18. Н. Хайдфельд, 3. 19. Т. Глок, 2. 20. З. Баумгартнер, 1.

Кубок конструкторов

1. Ferrari, 234 очка. 2. B.A.R., 94. 3. Renault, 91. 4. Williams, 60. 5. McLaren, 52. 6. Sauber, 29. 7. Jaguar, 10. 8. Toyota, 9. 9. Jordan, 5. 10. Minardi, 1.

 Прикол гонки

Да нет, это не прикол, это чистая правда – Жак Вильнев возвращается в «Формулу-1»! Через три дня после Гран-при Италии команда Sauber Petronas официально сообщила о том, что контракт с чемпионом мира 1997 года подписан и вступит в силу 1 ноября 2004-го. Срок действия контракта – два года, сумма не разглашается. Что ж, с точки зрения обеих заинтересованных сторон ход удачный. С постройкой аэродинамической трубы Sauber начал заметно прогрессировать, так что Жаку вполне светят один-два подиума в год. На большее, думается, канадцу рассчитывать не стоит…

Вторая новость немного грустнее. Ярно Трулли разорвал все отношения с командой Renault и прекратил свои выступления за нее. В оставшихся трех гонках сезона его будет заменять… вы не поверите – Жак Вильнев, который уже провел несколько тестов в Сильверстоуне.

Владимир Некрасов
Фото AFP, Ferrari, BMW