На 15-м допе «Ралли Великобритания» лидер гонки Себастьян Лоэб остановился перед пунктом контроля времени, простоял две минуты, получил соответствующий штраф и откатился таким образом на третье место. «Я не хочу праздновать победу в такой момент», – коротко объяснил свое решение эльзасец…
| | На 15-м допе «Ралли Великобритания» лидер гонки Себастьян Лоэб остановился перед пунктом контроля времени, простоял две минуты, получил соответствующий штраф и откатился таким образом на третье место. «Я не хочу праздновать победу в такой момент», – коротко объяснил свое решение эльзасец… |
Нынешний чемпионат не балует нас запутанной сюжетной канвой: назвать имя чемпиона после восьми побед Лоэба в 11-ти гонках смог бы даже далекий от ралли человек. Открытым оставался разве что вопрос, под силу ли эльзасцу выиграть все пять оставшихся этапов? И в особенности Wales Rally GB. С этой гонкой у самого универсального пилота современности особые отношения: в ней он ни разу не выигрывал. В то время как для основного соперника эльзасца, Петера Солберга, британский этап – «земля обетованная»: именно здесь норвежец одержал свою первую победу в WRC, после чего еще два года подряд не знал себе равных в валлийских лесах.
Одним словом, битва ожидалась нешуточная – тем более что свести на нет все старания двух грандов мог метеорологический фактор. Британское ралли, ранее традиционно венчавшее собой чемпионат мира, в 2004 году «переехало» из дождливого и холодного ноября в теплый сентябрь. Почему? Потому что еще в 70-е годы заработало славу самой грязной и скользкой гонки. Ну а в последние годы Wales Rally GB превзошло самое себя: грязь стала настолько непролазной, что зрители застревали, едва съехав с шоссе. А ведь туризм – важнейший источник доходов для правительства Уэльса, являющегося генеральным спонсором ралли.
Гронхольм неукротимый
Однако на этот раз толку от переноса не было: буквально за пару дней до старта Wales Rally GB стало таким, к какому все привыкли – с непременным туманом, моросящим дождем, скользким гравием и раскисшими грунтовыми дорогами. Скользко было так, что на тестах «убирались» буквально все. А Лоэб и Гардемайстер, два самых безаварийных пилота, начисто «списали» свои боевые автомобили.
Шейкдаун остался за Солбергом, а сама гонка началась с мощнейшей атаки Маркуса Гронхольма: по ходу СУ1 финн лидировал с 15-секундным преимуществом (впрочем, из-за очередной проблемы с тормозами оно постепенно сократилось до 4,6 секунды). А ведь Маркус, как и Петер, теоретически все еще сохранял шансы на чемпионский титул. Вот только техника подводит Гронхольма непростительно часто для такой топ-команды, как Peugeot. СУ2 Маркус проехал в дорожном режиме из-за окончательно покинувшей магистраль тормозной жидкости и скатился на 19-ю позицию, освободив Лоэбу дорогу к лидерству. На СУ3 и СУ4 показалось, что интрига в чемпионате закончилась: Солберг продолжал отсиживаться за спиной у наращивающего преимущество Лоэба. Но нужно знать Гронхольма – последний чемпион ХХ века понесся так, что уже через четыре допа вышел на четвертое место!
Именной день
В ралли субботу можно было назвать «Днем Себастьяна». Лоэб выиграл шесть из семи допов второй секции, попутно отметив сотую в этом году победу на спецучастках. Он уступил лишь на последнем, «стадионном» допе – причем не своим основным конкурентам и даже не вернувшемуся в большое ралли Колину МакРэю, а «частнику» Марку Хиггинсу! Из неприятных сенсаций стоит отметить утреннее сообщение о дисквалификации Гардемайстера, чей Focus на пятничном взвешивании оказался на 4 кг легче положенных 1230 кг. Странно, но месяц назад на «Ралли Акрополис» (см. «АЦ» № 31’2005) за точно такой же недовес все три экипажа Subaru заплатили относительно скромные денежные штрафы…
Кстати, «плеяды» отличились и в этот раз – после двух субботних допов Subaru лишилась сразу двух заводских экипажей (Криса Аткинсона и Стефана Сарразена), вдребезги расколотивших свои машины. Ненамного лучше шли дела и у первого номера команды – Солберг так ни разу и не обогнал Лоэба. Единственное существенное изменение в верхушке пелотона произошло из-за проблем с КПП у Харри Рованперы. Финн, который проводит лучшую гонку в сезоне, пропустил-таки на третью строчку «абсолюта» рвущегося наверх Гронхольма.
Дорога без конца…
23-секундный разрыв между Лоэбом и Солбергом после субботней секции обещал повторение захватывающей прошлогодней дуэли, в которой норвежец буквально на последнем допе вырвал у француза победу. Но развязка наступила намного раньше: за два допа до финиша в не самую страшную, на первый взгляд, аварию попали Маркко Мартин и Майкл Парк. Прибалт не удержал машину на скользком гравии, и она на полном ходу штурманской дверью ударилась о вековой дуб. Эстонско-британский экипаж выходил невредимым и из более жутких аварий, но не в этот раз. Мартин смог самостоятельно выбраться из покореженной машины, а вот Парк скончался на месте. По злой иронии судьбы это был первый сход экипажа в нынешнем сезоне…
Естественно, гонка была прекращена, что автоматически делало Лоэба чемпионом. Тут-то француз и принял то мужественное и благородное решение, о котором мы рассказали в начале статьи. Намеренное опоздание на КВ отбросило «Короля Себастьяна» на третье место в итоговом протоколе – хотя все прекрасно понимают, что это просто отложило коронацию до следующего этапа чемпионата.
Peugeot же и вовсе сняла с гонки машину Гронхольма, демонстрируя, что человеческая жизнь для команды дороже любых регалий. «Это драма для нас, для всего раллийного мира и, конечно, для семьи Майкла, – шеф «львов» Жан-Пьер Николя то и дело сбивался с английского на французский. – Увы, мы не застрахованы от смерти, это обратная сторона нашего спорта. В пылу борьбы мы часто забываем об опасности. Сейчас мы решаем, нужно ли нам заканчивать сезон. Чемпионат после произошедшего не имеет значения». Лишь через три дня после случившегося команда Peugeot известила прессу о том, что все же закончит чемпионат. Место экипажа Мартин – Парк займут Даниэль Карлссон и Матиас Андерссон.
Этап 12, 15 – 18 сентября 2005 г., Кардифф, Уэльс |
Дистанция 1252,25 км; Из них 354,22 км спецучастков Стартовали 84 экипажа Финишировали 56 экипажей |
|
|
| «Ралли Великобритания». Итоговые результаты (зачетная восьмерка) |
1 | Экипаж | Машина | Время (ч:мин.с) | Петер Солберг/Фил Миллз | Subaru Impreza WRC 2005 | 2:45.57,8 | 2 | Франсуа Дюваль/Свен Смеетс | Citroёn Xsara WRC | +1.17,4 | 3 | Себастьян Лоэб/Даниэль Элена | Citroёn Xsara WRC | +1.17,9 | 4 | Харри Рованпера/Ристо Пиетилайнен | Mitsubishi Lancer WR05 | +1.29,4 | 5 | Mанфред Штоль/Илка Минор | Citroёn Xsara WRC | +2.35,0 | 6 | Роман Креста/Ян Томанек | Ford Focus RS WRC 04 | +3.17,3 | 7 | Колин МакРэй/Ники Грист | Skoda Fabia WRC 05 | +3.30,4 | 8 | Марк Хиггинс/Брайан Томас | Ford Focus WRC 02 | +3.40,9 |
|
| Чемпионат пилотов (первая десятка) |
1 | Пилот | Британия | Итого | Себастьян Лоэб | 6 | Позиция не изменилась | 99 | 2 | Петер Солберг | 10 | Улучшение позиции | 65 | 3 | Маркус Гронхольм | 0 | Ухудшение позиции | 61 | 4 | Маркко Мартин | 0 | Позиция не изменилась | 53 | 5 | Тони Гардемайстер | 0 | Позиция не изменилась | 47 | 6 | Харри Рованпера | 5 | Позиция не изменилась | 27 | 7 | Франсуа Дюваль | 8 | Позиция не изменилась | 24 | 8 | Манфред Штоль | 4 | Улучшение позиции | 16 | 9 | Роман Креста | 3 | Ухудшение позиции | 16 | 10 | Карлос Сайнс | 0 | Позиция не изменилась | 11 |
|
| Чемпионат заводских команд |
1 | Команда | Британия | Итого | Citroёn | 14 | Позиция не изменилась | 137 | 2 | Peugeot | 0 | Позиция не изменилась | 117 | 3 | Ford | 4 | Позиция не изменилась | 76 | 4 | Subaru | 10 | Позиция не изменилась | 72 | 5 | Mitsubishi | 7 | Позиция не изменилась | 54 | 6 | Skoda | 4 | Позиция не изменилась | 12 |
|
Сергей Суховский
Фото фирм-производителей
Сергей СуховскийРедактор отделов «Автоспорт» и «Мототехника»В «Автоцентре» я с 2002 года, редактором отделов «Автоспорт» и «Мототехника». Почему именно они? Потому что это два из трех моих самых больших увлечений.Кольцевые автогонки, классическое ралли, ралли-рейды. Сплошь и рядом грубые нарушения техники безопасности и основ прикладной физики. Об автоспорте всегда говорили как о закрытом мирке широкоизвестных в узком кругу личностей. Но именно здесь я нашел верных товарищей, именно здесь понял, что на самом деле означают привычные литературные штампы вроде «триумф победы», «горечь поражений», «боль утраты». Мотоциклы, аквабайки, снегоходы, квадроциклы, скутера... Как шутит Андрей Волощенко: «все что между ног – это к Суховскому». Странно, что никто в редакции больше не разделяет моего второго увлечения. Вся эта спецтехника дарит такое удовольствие от вождения, которое не дано обычным автомобилям. Только на гидроцикле можно «вкладываться» с открытым дросселем в 90-градсный поворот, только квадроцикл «управляется» практически в полете, только скутер дает возможность не замечать киевских пробок и доезжать с Оболони до Шулявки за 8 минут. Поэтому убейте в себе пафос: оставьте свои пятиметровые «лексусы» для вечерних поездок и уикэндов и выезжайте в город на скутере или мотоцикле. И пробки рассосутся сами собой.
Другие материалы автора
: