
Корпорация «Эталон» подвела итоги 2025 года
Сегодня, 22 декабря в информагентстве «УНІАН» прошла традиционная пресс-конференция по итогам работы предприятий корпорации «Эталон», в том числе Черниговского автозавода.
Уходящий, 2025 год выдался непростым для корпорации «Эталон», так как значительную часть средств пришлось направить на восстановление производства. В марте и в октябре территория Черниговского автозавода подверглась атаке российских «Шахедов». В итоге были повреждены несколько новых троллейбусов, готовых к оправке. Тем не менее выполнение контракта на поставку 42 троллейбусов для Хмельницкого, закупленных за кредитные средства ЄБРР, проходит согласно графику. Производство такого высокотехнологичного электротранспорта внесло коррективы в объемы производства автобусов – их изготовили порядка 130 ед.

Как отметил президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко, производственные мощности предприятия позволяют сегодня выпускать в полтора раза больше автобусов, однако наблюдается острая нехватка людей. К ключевым проблемам следует отнести и отсутствие коммерческого рынка, а также страх партнеров инвестировать в предприятия в условиях войны. Большую роль для развития производства сегодня оказывает государственная программа «Школьный автобус».

В свою очередь генеральный директор Черниговского автозавода Сергей Бородуха заявил, что сегодня предприятие активно развивает линейку автобусов Евро 6, так как Украина переходит на эти стандарты уже с 2027 года. Ведется строительство нового производственного комплекса для электротранспорта. Сегодня очень выручают обязательные условия локализации производства при публичных закупках (прим. ред. в 2026 году она должна быть не менее 30%). Сегодня доля локализации в продукции предприятия составляет от 40 до 60%.

Как отметил директор НИИ Автомобилестроения «Эталон» Сергей Кочетов, сегодня ведется разработка школьного автобуса стандарта Евро 6 – модели А08250Ш. Эта машина длиной 9,6 м, построенная на шасси Ashok Leyland, рассчитана на 29 мест, включая перевозку двух детей с инвалидностью. Автобус получит новый дизайн передней маски.

Также проходит модернизация 60-местного электробуса «Мальва»-Электро», оснащенного тяговым приводом компании «Информ-Бизнес» (Молдова) и аккумуляторным батареями емкостью 203 кВт.ч.
Была разработана конструкторская документация по междугороднему автобусу А08434 «Тюльпан». Эта 10-метрова модель рассчитана на 40 мест и имеет багажные отсеки на 3,2 м куб. Машина на шасси Ashok Leyland рассчитана на полную массу 12,3 т.

Велась работа и по модернизации троллейбусов Т12230/40 для соответствия условиям уже упомянутого тендера для Хмельницкого. Машины получили систему видеонаблюдения, рекламные мониторы, систему подсчета пассажиров, USB-разъемы. Особое внимание уделено усилению антикоррозионной защите.
В НИИ сегодня разрабатывают трехсекционный трамвай TR5300, который является развитием односекционной модели TR3100, уже испытанной в свое время в Киеве и Одессе. Новая модель – длиной 26,3 м рассчитана на 260 пассажиров (мест для сидения – 60) и, что немаловажно, на 65% будет низкопольной. Предложат два варианта по ширине колии – 1000 и 1520 мм.


Что касается отечественного автобусного рынка, то здесь интересные цифры озвучил директор торгового дома «Эталон-Авто» Вадим Шкарупин. Так, в 2025 году в Украине будет реализовано порядка 940 – 950 новых автобусов, что на 15% больше, чем в 2024-м. Из этого количества 720 ед. – это школьныные, малого класса. Машин среднего и большого классов продано 160 и 61 ед. соответственно.
Первое место занимает «Черкасский автобус» – 370 ед. (с долей рынка 39%), за ним идет ЗАЗ – 240 ед. (24%), затем «Эталон» – 130 ед. (14%), «Богдан»- 100 ед. (11%) и Isuzu – 50 ед. (6%). При этом 88% всех автобусов куплено за бюджетные средства, а остальные приобретены предприятиями для собственных нужд.
Что касается государственной программы «Школьный автобус», то в 2026 году на нее запланировано 2 млрд грн. Если сюда добавить еще 30% от этой суммы за счет местных бюджетов (обязательное условия программы), а также 730 млн грн. дополнительных средств, которые не использовали в нынешнем году, то получается сумма, достаточна для изготовления 900 автобусов.
Что касается троллейбусов, то в уходящем году закуплено 84 ед. для ряда городов – Чернигова, Черновцов, Тернополя, Кременчуга, Запорожья и др. При этом анонсированы новые тендеры за средства ЄБРР – на общую сумму 120 млн евро.

Корпорация «Эталон» намерена в 2026 году также активно развивать тему грузовых автомобилей. Генеральный директор предприятия «БАЗ-Тех-Сервис» Александр Черницкий отметил, что речь идет о сегменте грузовиков полной массой 8 – 16 т. В 2025 году в Украине было реализовано 810 машин этого класса (MAN – 170 ед., IVECO – 165 ед., Renault – 110 ед., JAC – 95 ед., Dayun – 70 ед., Foton – 65 ед., Hyundai – 50 ед.).
Сегодня предприятие предлагает модель Т1223 полной массой 12 т. Намечено расширить производство кузовных надстроек: к предлагаемым нынче бортовым платформам (в том числе тентованным) добавятся самосвальный кузов, фургон и мусоровоз.
Более того, планируется войти в легкий сегмент грузовиков – полной массой до 3,5 т. Ежегодно в Украине продается до 5000 таких машин. Интересно, что в 2025 году здесь было реализовано порядка 200 машин на электротяге. Поэтому «БАЗ-Тех-Сервис» прорабатывает вопрос организации совместно с Ashok Leyland производства легких электрогрузовиков.

Об итогах своей работы в 2025 году также рассказали и руководители других предприятий корпорации «Эталон». Генеральный директор Черниговского кузнечного завода Виталий Трейтяк отметил, что основной вид деятельности продолжает оставаться горячая штамповка паковок для железнодорожного транспорта и сельхозтехники. Продукция поставляется как в Украину, так и в Польшу, Чехию и Германию. Для инструментального участка было закуплено оборудование с числовым программным управлением. Кардинальному обновлению подвергся участок термической обработки – появились печи толкающего типа. В итоге ежемесячно удается осваивать до 6 новых продуктов. Портфель достиг 1500 ед. Особое внимание уделяется энергоэффективным технологиям.

В свою очередь генеральный директор предприятия «Украинский кардан» Анатолий Потапенко отметил, что его завод в своем сегменте является единственным в стране с замкнутым циклом производства. На сегодня освоено 500 различных продуктов для железнодорожного и аграрного сегментов, а также индустриального производства, которые также поставляются в Германию, Румынию, Польшу и Италию. В 2026 году будет продолжена работа по повышению качества продукцию, что поможет укрепить позиции на зарубежных рынках.



















