Компания MAN Truck & Bus презентовала на выставке Busworld Europe 2025 в Брюсселе лайнер Lion’s Coach E, став таким образом первым европейским производителем туристических автобусов на электротяге. Новое семейство Generation E дополняет городские и пригородные электробусы Lion’s Сity E, которые с 2019 года разошлись тиражом почти 3000 ед. Так, только за первые шесть месяцев 2025 года было реализовано 670 ед., что составляет 50: от всех проданных городских автобусов MAN в Европе.
Lion’s Coach E получил оригинальный дизайн Smart Flow Design, достаточно посмотреть на изогнутую среднюю стойку, приподнятую в передней части линию крыши и синие «реснички» над светодиодными фарами.
Электробус обладает отличной аэродинамикой – коэффициент Cw, который равен 0.31, сопоставим с компактными SUV. В этом немалую роль сыграла доработанная корма, в частности удлинённый спойлер на крыше, вытянутые задние углы и смещенное назад относительно крышки моторноного отсека стекло.
Электробус представлен в трехосном исполнении длиной 13,9 м и рассчитан на полную массу 27,3 т. Это дало возможность разместить два дополнительных аккумуляторных блока перед задней осью, помимо четырех стандартных в заднем свесе.
Таким образом автобус может перевозить до 63 пассажиров без ограничения по объему багажа, в отличие от дизельных собратьев. В данном случае объем багажных отсеков составляет 11 м куб, а с учетом багажных полок – 13 м куб. Таким образом, на одного пассажира приходится 180 или 215 л багажного пространства.
Lion’s Coach E оснащен центральным синхронным (PSM) электромотором MAN eCD330, который развивает максимальную мощность 330 кВт в диапазоне 2740 – 5500 об/мин. Максимальный крутящий момент на колесах, при 4-й передаче составляет 20 000 Нм. С электромотором работает четырехступенчатая автоматизированная коробка передач MAN TipMatic 4, обладающая минимальными прерываниями при нагрузке.
Электромотор питают от четырех до шести никель-марганец-кобальтовых (NMC) аккумуляторных блоков, которые производятся на новом заводе MAN в Нюрнберге. Емкость одного блока составляет 89 кВт.ч. В итоге суммарная емкость батарей варьируется от 356 до 534 кВт.ч, 90% из которых – полезная. В итоге при благоприятных условиях запас хода может достигать 650 км, что вполне достаточно для коротких и средних маршрутов. Пока доступна зарядка ССS мощностью 375 кВт, которая «наполняет» батареи за 1,5 часа. Скоро должна появиться еще более быстрая, MCS – на 750 кВт.
Lion’s Coach E построен на новой электронной платформе, которую c 2024 года имеют все автобусы MAN и Neoplan. Машина укомплектована цифровой приборной панелью с интуитивно-понятной концепцией управления Smart Select, которая работает в паре с многочисленными системами помощи водителю. Отметим, что электробус отвечает новейшим правилам безопасности GSR, введенных в ЕС в 2024 году.
В комплектацию входят новейшая система аварийного торможения EBA+ с функцией обнаружения пешеходов, система Attention-Guard, система удержания на полосе движения, система распознавания дорожных знаков ограничения скорости и др. Особо отметим систему MAN Safe Stop Assist, которая работает в паре с ACC Stop & Go. При потери водителем контроля над автобусом система активируется автоматическое торможение в пределах полосы, в том числе на извилистой дороге. Производство первого европейского туристического электробуса развернется на заводе MAN Truck & Bus в Анкаре.