X

Легкие на подъем

Статистика продаж

В 2003 году регистрации новых легких коммерческих автомобилей
в Украине составили 25,5 тысячи единиц, что почти на 20% больше, чем
в 2002 году. Речь идет о развозных машинах полной массой до 3,5 т
включительно и микроавтобусах.

В течение 2003 года
регистрации новых легких грузовиков и микроавтобусов происходили достаточно
равномерно, без особых пиков и падений. Этому способствовало развитие
украинской экономики, стабильность в законодательстве, развитие кредитования
покупок автотранспорта для предпринимателей и частных лиц.

Две тысячи в месяц

В прошлом году в Украине ежемесячно регистрировались примерно по 2 тысячи
автомобилей, причем в начале года коммерческие машины продавались несколько
хуже, чем во ІІ полугодии. Кстати, такая же ситуация наблюдалась в 2002
году, что позволяет говорить о цикличности годовых продаж автотехники
и традиционном повышении деловой активности во ІІ полугодии.

В июле 2003 года украинцы зарегистрировали наибольшее количество машин
– 2675 единиц, или примерно 10% годового объема. Некоторый спад наблюдался
в августе-сентябре, но в октябре и декабре, когда у предприятий по итогам
года появилось больше свободных средств, продажи снова выросли.

Микроавтобусы уже не нужны?

Структура рынка легкой коммерческой техники в 2003 году по сравнению
с 2002-м несколько изменилась. Рынок новых микроавтобусов, на котором
доминируют пассажирские «Газели», уменьшился. Если в 2002 году на этот
класс коммерческой техники приходилось 36% рынка (7,5 тыс. ед.), то в
2003-м – почти 22% (5,5 тыс. ед.). Это связано с переориентацией рынка
пассажирских перевозок с микроавтобусов на малые автобусы, а также увеличившейся
конкуренцией со стороны импортных подержанных микроавтобусов.

Продажи грузовой легкой автотехники по сравнению с 2002 годом существенно
увеличились. Больше всего, почти вдвое, выросли регистрации автомобилей
полной массой 2,1 – 3,4 т. На 54% увеличились продажи машин до 2,0 т.
А наибольшим спросом (около 11,6 тысячи машин) пользовались грузовики
полной массой 3,5 тонн.

«Россияне» все еще в почете

Рейтинг марок в 2003 году не существенно отличается от рейтинга 2002
года. Продажи автомобилей производства стран СНГ по-прежнему выше, чем
иномарок (91% против 9% соответственно). Лучше всего продаются автомобили
ГАЗ – 66% всего рынка, хотя динамика роста у этой марки небольшая. Зато
автомобили второй марки в рейтинге – ЗАЗ – в 2003 году продавались вдвое
лучше, чем год назад. Речь идет практически об одной модели – «Таврии-Пикап».
В то же время пикапы ВИС покупали значительно меньше, чем год назад, а
марке Иж фактически удалось сохранить свою долю рынка.

Среди иномарок в данном сегменте с большим отрывом по-прежнему лидирует
Volkswagen. Растут продажи французских марок (Renault, Peugeot, Citroёn),
но наиболее заметный рост – у Ford (в 2 раза) и Mercedes-Benz (в 3 раза).
Среди других заметных изменений в рейтинге – уменьшение продаж Iveco,
рост Fiat, Dacia, Opel, ЛуАЗ и Тata.

В Киеве любят иномарки

Больше всего новую коммерческую автотехнику покупают в Киеве (14%) и
индустриальных областях страны – Донецкой, Днепропетровской, Харьковской
(по 7 – 11% от общих регистраций в Украине). В остальных регионах доля
продаж автомобилей составляет от 1 до 4% от общеукраинских показателей.
Причем в западных областях страны по сравнению с 2002 годом рост рынка
был более существенным, чем в других регионах. Такая тенденция объясняется
началом работы на западе страны крупных сбытовых сетей. Интересно, что
в Киеве на иномарки приходится почти треть всех проданных новых легких
грузовиков и микроавтобусов – это пока недосягаемый результат для остальных
регионов. В то же время несколько популярнее, чем в среднем по Украине,
иномарки в Волынской, Днепропетровской, Киевской, Одесской, Черновицкой
областях.

Чаще всего новую легкую коммерческую технику в Украине покупают по цене
4 – 6,5 тысячи евро (65%). Примерно пятая часть продаж приходится на грузовички
ценой 6,5 – 10 тысяч евро, десятая часть – дешевле 4 тысяч евро. Только
5,5% приходится на автомобили стоимостью от 10 до 35 тысяч евро, более
дорогую технику в этом сегменте рынка украинцы не покупают вообще.

Интересно, что данная структура продаж по ценовым диапазонам с 2002 года
практически не изменилась. Таким образом, можно предположить, что в 2004
году потеснить на рынке российскую технику смогут лишь те марки, которые
предложат покупателю технику по низким ценам.

 Рейтинг
марок по объемам продаж за 2003 год
Рейтинг за 2003 г. (2002 г.)МаркиОбъем продаж за 2003 г., шт.Доля продаж за 2003 г., %Объем продаж за 2002 г., шт.Доля продаж за 2002 г., %
1 (1)ГАЗ1685665,98%1463670,49%
2 (4)ЗАЗ25239,88%12956,24%
3 (3)УАЗ19597,67%15087,26%
4 (2)Иж18387,19%15467,45%
5 (5)Volkswagen7602,97%6122,95%
6 (6)Renault3601,41%2101,01%
7 (8)Peugeot2260,88%1620,78%
8 (12)Mercedes-Benz2170,85%760,37%
9 (10)Ford1900,74%980,47%
10 (11)Citroёn1060,41%930,45%
11 (9)Iveco900,35%1170,56%
11 (15)Fiat900,35%230,11%
12 (7)ВИС860,34%2091,01%
13 (13)Kia720,28%530,26%
14 (14)Toyota500,20%240,12%
15 (19)Opel430,17%100,05%
16 (22)ЛуАЗ230,09%20,01%
17 (24)Dacia140,05%00,00%
18 (16)Seat130,05%210,10%
19 (17)Mitsubishi70,03%160,08%
20 (20)Chevrolet60,02%70,03%
Другие250,10%450,22%
Всего25548100,00%20763100,00%

Сергей Добрянский
Фото автора

По материалам Auto-Consulting