X

Одному из самых массовых автобусов Mercedes-Benz исполнилось 60 лет

Автобусы Mercedes-Benz семейства O 302, дебютировавшие в 1965 году, стали настоящими бестселлером – по 1976 год было изготовлено более 32 тыс. ед. Машина, пришедшая на смену модели О 321, использовалась для городских, междугородных и туристических перевозок. Высокий уровень комфорта обеспечивали кондиционер, предложенный впервые, а также задняя пневматическая подвеска, которая с 1971 года вошла в стандартное оснащение.

Автобус получил полуинтегральную конструкцию – на раме, но с несущим кузовом. В зависимости от исполнения длина варьировалась от 9,6 до 11,9 м, а полная масса – от 11,6 до 14,5 т. Отличительной чертой дизайна стали боковые панорамные окна, хотя могли устанавливаться и традиционные, в том числе со вставками на краях крыши.

O 302 на вулицях Києва, 1999 р. Фото автора

Автобус мог комплектоваться одним из четырех 6-цилидноровых двигателей Mercedes-Benz: 5,7 л (OM 352); 8,0 л (OM 327); 8,7 л (OM 360) и 11,6 л (OM 355). Мощность их варьировалась от 126 до 240 л. с. Сначала предлагалась 5-ступенчатая механическая коробка передач, а позднее стала доступна и 8-ступенчатая.

В 1969 году представлен вариант OE 302 с гибридной силовой установкой. Машина приводилась в движение электромотором мощностью 115/150 кВт, которому помогал 65-сильный дизельный двигатель OM 314 (3,75 л), работающий на постоянных оборотах в оптимальном режиме. Пять батарейных блоков по 500 кг каждый имели суммарную емкость 91 кВт.ч. Запас хода достигал 55 км при работе на регулярных маршрутах с интервалами остановок 400 м. Максимальная скорость составляла 70 км/ч.

Гибридный автобус оказался весьма дорогим в эксплуатации, а потому до серийного производства дело не дошло. Всего было изготовлено 25 машин, в том числе одна с питанием от контактной сети, со штангами троллейбусного типа.

З 1968 року О 302 почали збирати на заводі Otomarsan в Стамбулі. Фото автора, на вулицях Белдібі, 2009 р.

Интересно, что в 1974 году к чемпионату мира по футболу в Германии было изготовлено 16 автобусов О 302, по одному для каждой из команд-участниц. Реплика одной такой машины сегодня экспонируется в заводском музее Mercedes-Benz в Штутгарте.

Читайте также:
Первому в мире автобусу исполнилось 130 лет