
Немецким грузовикам Henschel исполнилось 100 лет
В этот день, 19 января 1925 года был представлен самый первый автомобиль марки Henschel. Это был пятитонный грузовик Rex с двигателем 50 л. с.
Нужно сказать, что фирма Henschel & Sohn была образована еще в 1810 году. Она занималась литейным бизнесом, а позже стала крупнейшим в Европе производителем паровозов.
Что касается первого грузовика, то это была лицензионная копия швейцарского автомобиля фирмы FBW. Однако уже два года спустя появились собственные разработки – «трехтонки» Henschel 3A1 и 3B1 c моторами соответственно мощностью 50 и 60 л. с. Кроме того, с декабря 1925 года фирма производила также автобусные шасси.

Вантажівка Henschel у складі автопоїзда для перевозки бензина. Кінець 20-х років.
Компания быстро развивалась. И уже к концу десятилетия стала одним из ведущих производителей средних и тяжелых грузовиков в Германии. Тогда же на радиаторах машин появилась знаменитая эмблема – в виде шестиконечной звезды.
А в 30-е годы в ее производственной программе насчитывалось уже полтора десятка базовых автомобилей гражданского типа. Кроме того, она получала выгодные заказы от военного ведомства. Так, в 1933 – 1942 гг. было выпущено ни много ни мало 22 тыс. армейских трехтонных грузовиков Henschel 33D1. Они стали самыми распространенными в вермахте трехосными грузовиками.

Henschel 33D1 (1933 р.). 6х4. Вантаж – 3 т. Двигун – дизель, 100 к. с.

Рідкісний автобус Henschel Tram (1937 р.). На вулицях Києва 60-х. Світлина з авторського фотоальбому Леоніда Гоголєва “Ретроавтомобілі на вулицях Києва” (Вид-во “Мистецтво”, 2022 р.).
В годы Второй мировой фирма Henschel выпускала не только грузовики, но и танки различных типов, в том числе знаменитый «Тигр», и даже военные самолеты. Неудивительно, что в ходе войны ее производственные мощности были разрушены англо-американской авиацией. А после окончания боевых действий она сменила свое названия на Hesia и сосредоточилась на разработке нового дизеля.
Первый грузовик с возрожденной маркой Henschel – шеститонная модель HS6 появилась лишь в 1949 году. Его 6-цилиндровый дизель Lanova (8,6 л) развивал 140 л. с.

Henschel Bimot (1951 р.) . Цистерна – 21 000 л. Два дизельних двигуна – 190 к. с .
Одной из самых оригинальных разработок в истории фирмы был грузовик модели 190S, выпущенный небольшой партией в 1950 году. Он получил имя собственное – Bimot, т. к. имел два мотора общей мощностью 190 л. с. Интересно, что они были расположены бок о бок, поперечно – под необычайно большой, оригинальной по дизайну кабиной. При этом соединялись двигатели хитроумной трансмиссией, так как их коленчатые валы вращались в разные стороны.

Henschel Bimot (1951 р.) мав одраз два дизельні двигуни, розташовані поперек.
В 1955 году началось производство инновационного автобуса HS160. Он имел несущий кузов и двигатель под полом. Машина длиной 10,8 м предлагалась в пригородном варианте (47 мест для сидения/9 стоячих) и городском (29/60 мест). Мощность 9,3-литрового двигателя составляла 158 л. с.

Автобус Henschel HS160 (1955 р.). Місць – до 60. Двигун – дизель, 158 к. с.
В середине 50-х годов фирма Henschel выпускала широкую гамму тяжелых дизельных грузовиков на 5 – 20 т с двигателями от 90 до 200 л. с. Однако к 1957 году производитель оказался на грани банкротства. Из частного предприятия ее пришлось реорганизовать в акционерное общество. Но спасти компанию смогли только правительственные кредиты и военные заказы.

Henschel HS165T (1955 р.). Повна маса – 16 т. Двигун – дизель, 165 к. с. На автосалоні IAA 98 у Гановері. Фото Леоніда Гоголєва

Henschel HS 90 (1957 р.). Вантаж – 3,3 т. Двигун – дизель, 90 к. с. На автосалоні IAA 96. Фото Леоніда Гоголєва

Henschel HS 140S (1959 р.). Вантаж – 9 т. Двигун – дизель, 192 к. с. На автосалоні IAA 98 у Ганновері. Фото Леоніда Гоголєва
В 1964 году концерн Rheinstahl выкупил почти все акции компании Henschel. А в конце 1968 года он объединил ее с входящей в состав этого концерна автомобилестроительной фирмой Hanomag. Та выпускала легкие и средние грузовики. И таким образом в итоге появилась очень мощная структура – Hanomag-Henschel. На этом история прежней, самостоятельной фирмы Henschel и завершилась. Всего в 1949 – 1968 гг. ею было выпущено 86 тыс. грузовиков.

Hanomag-Henschel F25 (1968 р.). Вантаж – 1200 кг. Двигун – 50-60 к.. с. На фото – у пожежному виконанні, на автосалоні IAA 2012. Фото автора

Hanomag-Henschel F65 (1967 р.). Вантаж – 3,3-3,6 т. Двигун 80 к . с. На вулицях Києва, 2002 р. Решітка радіатора – саморобна. Фото автора.

Автокран на шасі Henschel HS 3-180 (6х6). На автосалоні IAA 2006. Фото автора

Самоскид Henschel HS 34 (1961 р.) 6х6. Вантаж 20 т. Двигун – диз. 192 к. с. На виставці IAA 2006 . Фото автора
С 1969 по 1974 год тяжелые грузовики объединения выпускались под маркой Hanomag-Henschel. Часть машин комплектовалось двигателями Henschel, а часть Mercedes-Benz. Отметим, что Daimler-Benz владел контрольным пакетом акций объединения и в 1978 году Hanomag-Henschel вошел в его состав. Бренд прекратил свое существования.

Henschel F 122S (1967 р.). На IAA 2008. Фото автора

Henschel H 161 AK 1969 р.) 4х4. Вантаж – 8,6 т. Двигун – дизель, 230 к. с. На автосалоні IAA-2006. Фото автора

Henschel F221 LN (1970 р.). 6х2. Повна маса – 22 т. Дизель – 240 к. с. На автосалоні IAA 2004. Фото автора

Henschel F 221 S (1971 р. ). Сідловий тягач 6х2, з керованими двома осями. Повная маса – 22 т. Двигун – дизель 240 к. с. На автосалоні IAA 2008. Фото автора