Остров Мальта хорошо известен как центр туризма и популярный курорт. Но это еще и Клондайк автомобильных редкостей – настоящий остров сокровищ. Не случайно визитной карточкой страны является изображение старинного автобуса.
Если в Италии «все дороги ведут в Рим», то на Мальте все автобусные маршруты стекаются в столицу – город Валлетта. Здесь, у ворот Порто Реале, устроен крупнейший автобусный терминал: вокруг известного фонтана «Тритон» снуют одновременно до полусотни машин. Да каких!

Автобусы Мальты – явление совершенно уникальное. Поражает обилие их моделей, многообразие и оригинальность внешних форм. До недавнего на маршрутах еще работало немало колоритнейших машин, выпущенных в 50–70-е гг. прошлого века. В большинстве своем они изготовлены местными кузовостроительными фирмами – в единичных экземплярах или малыми сериями. Компаний этих на острове набиралось с десяток: Barbara, Brincat, Debono, Casha, Zammit и др.

Один із найстаріших автобусів на маршрутах Мальти. Кузов фірми Gasan (1951), капот від вантажівки Dodge, шасі – Ford V8. Місць – 40. (Тут і далі вказані місця тільки для сидіння. Кількість місць для стояння обмежена до 12 у всіх моделей).

Ще один ветеран-капотник. Кузов фірми Zammit (1952), шасі – Ford ET7. Місць – 36.

Один із найстаріших автобусів на маршрутах Мальти. Кузов фірми Gasan (1951), капот від вантажівки Dodge, шасі – Ford V8. Місць – 40. (Тут і далі вказані місця тільки для сидіння. Кількість місць для стояння обмежена до 12 у всіх моделей).

Ще один ветеран-капотник. Кузов фірми Zammit (1952), шасі – Ford ET7. Місць – 36.
Шасси позаимствованы от разных моделей автобусов и грузовиков, в том числе «бэушных». Чаще всего это «англичане»: AEC, Bedford, Leyland, а также менее распространенные Albion, Dennis и др. Правда, несколько шасси собраны на самой Мальте фирмами Maltеse Docks, Balleys, Zammit и Maltese Bedford.

Кузов Barbara (1945), шасі Ford 6, місць – 40.

Кузов Barbara (1960), шасі AEC, місць – 40.

Кузов Barbara (1963), шасі Bedford, Місць-40.

Кузов Debono (1951), шасі Bedford. Корма та передок – в американському стилі

Кузов Debono (1951), шасі Bedford. Корма та передок – в американському стилі

Barbara (1969), шасі АЕС, місць – 45.

Кузов Debono (1945 р.) із сучасною маскою. Шасі Bedford.

Кузов Barbara (1945), шасі Ford 6, місць – 40.

Кузов Barbara (1960), шасі AEC, місць – 40.

Кузов Barbara (1963), шасі Bedford, Місць-40.

Кузов Debono (1951), шасі Bedford. Корма та передок – в американському стилі

Кузов Debono (1951), шасі Bedford. Корма та передок – в американському стилі

Barbara (1969), шасі АЕС, місць – 45.

Кузов Debono (1945 р.) із сучасною маскою. Шасі Bedford.
В 70-е годы началась «смена декораций»: на Мальту стали ввозить из Англии автобусы в полностью собранном виде, с кузовами британских фирм. Крупными партиями поступали машины Leyland Tiger, AEC Swift, Bedford Plaxton и др.

Кузов Aqulina (1963), шасі Leyland. Місць – 40. Решітка радіатора – «хромований бульдозер».

Кузов Brincat (1954) з модернізованою пізніше маскою. Шасі – Bedford. Місць – 41.

Автобус з мальтійським шасі Maltese Docks. Яскравий кузов – компанії Gauci (1962 р.). Місць – 40.

Кузов Gasan (1955 р.) доопрацьований фірмою Саsha в 1970 р. Шасі – Ford.

«Крутолобий» (кузов Саsha, шасі Dodge) побудований 1956-го.

Автобус (1969) з кузовом від ще одного мальтійського ательє – Tonna. Шасі – фірми International.

Ще один автобус на американському шасі – GMC. Кузов Tonna (1948 р.) перероблений 1954-го фірмою Xeureb.

Кузов Aqulina (1963), шасі Leyland. Місць – 40. Решітка радіатора – «хромований бульдозер».

Кузов Brincat (1954) з модернізованою пізніше маскою. Шасі – Bedford. Місць – 41.

Автобус з мальтійським шасі Maltese Docks. Яскравий кузов – компанії Gauci (1962 р.). Місць – 40.

Кузов Gasan (1955 р.) доопрацьований фірмою Саsha в 1970 р. Шасі – Ford.

«Крутолобий» (кузов Саsha, шасі Dodge) побудований 1956-го.

Автобус (1969) з кузовом від ще одного мальтійського ательє – Tonna. Шасі – фірми International.

Ще один автобус на американському шасі – GMC. Кузов Tonna (1948 р.) перероблений 1954-го фірмою Xeureb.
В итоге местные кузовостроители не выдержали конкуренции, и их фирмы тихо скончались. Лишь позже, уже в самом начале нынешнего века, появился новый мальтийский производитель – Scarniff. Его продукция – низкопольные автобусы большой вместимости, построенные на шасси MAN и Volvo.

Британець Marshall (1971), шасі АЕС, Місць – 46. Двигун – ззаду, спереду – фальшрадіаторна решітка.

Машини Leyland Lynx («Рись») зразка 1990 року почали надходити на Мальту з 2007 р. Місць – 45.

Машини Leyland Lynx («Рись») зразка 1990 року почали надходити на Мальту з 2007 р. Місць – 45.

Автобус з рідкісним англійським кузовом – марки Willowbrook (1978). Шасі – Ford. Місць – 46.

Leyland, модель Tiger Cub («Тигреня») зр. 1966 р. Кузов компанії East Lancs. Місць – 46.

Dennis, модель Falcon («Сокіл») зр. 1985 р. Кузов – фірми East Lancs. Місць – 43.

Британець Marshall (1971), шасі АЕС, Місць – 46. Двигун – ззаду, спереду – фальшрадіаторна решітка.

Машини Leyland Lynx («Рись») зразка 1990 року почали надходити на Мальту з 2007 р. Місць – 45.

Машини Leyland Lynx («Рись») зразка 1990 року почали надходити на Мальту з 2007 р. Місць – 45.

Автобус з рідкісним англійським кузовом – марки Willowbrook (1978). Шасі – Ford. Місць – 46.

Leyland, модель Tiger Cub («Тигреня») зр. 1966 р. Кузов компанії East Lancs. Місць – 46.

Dennis, модель Falcon («Сокіл») зр. 1985 р. Кузов – фірми East Lancs. Місць – 43.
В это же время (2001–2004 гг.) автобусный парк Мальты стали назойливо разбавлять вездесущие «китайцы» – низкопольники King Long. В конце 2008 года на внутренних маршрутах Мальты работало 498 машин, причем 69 из них были родом из Поднебесной – то есть практически каждая седьмая.

Новий автобус з низькою підлогою на шасі Volvo – з мальтійським кузовом Scarnif (2004). Місць – 45.
Среди новых «пришельцев» – экзотический греческий автобус «Афина» фирмы Saracakis, а также турецкие BMC и даже польские Solaris. Так что «молодежь» наступает.

Грецький Saracakis

Saracakis

Solaris Valetta

BMC Falcon

King Long

Грецький Saracakis

Saracakis

Solaris Valetta

BMC Falcon

King Long
Не верь глазам своим!
Все маршрутные автобусы Мальты выкрашены в фирменный желтый цвет. Но крыша у них белая – дань жаркому климату «солнечного острова», как и вечно открытые или даже отсутствующие двери. На машинах красуются крупные эмблемы и логотипы известных фирм-производителей. Но, люди, будьте бдительны: это нередко самодеятельность перевозчиков, которым ничего не стоит на автобус, скажем, фирмы AEC наклеить эмблему фирмы Leyland с симпатичным изображением тигра.
Музейные редкости
На Мальте, в городе Куавра есть неплохой музей легковых автомобилей – Malta Classic Car Collection. Среди 70-ти его экспонатов затесалась и парочка интересных мини-пикапов. Один из них – на базе малолитражки Morris Minor 1000 конца 40-х гг. А другой – модификация популярнейшего автомобиля Mini. Эта грузовая версия выпускалась довольно долго: с 1961 по 1978 год. Всего было изготовлено 58179 машин.

Morris Minor 1000

Mini

Mini

Morris Minor 1000

Mini

Mini
Еще один музей – Malta Aviation Museum, расположенный недалеко от города Моста, на территории бывшей военной авиабазы. Там в ангаре можно увидеть редкий автомобиль времен Второй мировой войны – Standard 14HP. Этот легкий фургон, созданный на базе легковушки, служил в RAF – в Королевских ВВС Великобритании.

Standard 14HP

Standard 14HP
Киев – Валлетта – Киев
Леонид Гоголев
Фото автора