X

УРАЛ: Русский размер

«Урал-3255-01»











Полноприводные грузовики из Миасса известны многим,
в том числе и военным. С распадом СССР их поставки к нам практически
прекратились. Но недавно автомобили марки «Урал» снова появились на
украинском рынке. Мы решили протестировать вахтовый автомобиль на
30 мест «Урал-3255-01».

Внешность

По габаритным размерам самую большую «вахтовку» «Урал-3255-01» можно
сравнить разве что с «КрАЗом». Машина выполнена на удлиненном шасси «Урал-4320-2951-31»
(6х6) с колесной базой 4, 55 м (у стандартного шасси – 3,52 м). В результате
получился эдакий монстр длиной 10,37 и высотой 3,57 м!

Первое, на что мы обратили внимание при осмотре машины, – удлиненный
капот. Это свидетельствовало о том, что под ним находится V-образная «восьмерка»
ЯМЗ – машины с капотом обычной длины комплектуются ярославскими 6-цилиндровыми
агрегатами.

Если раньше у уральских вездеходов под передними крыльями были фары головного
освещения, то теперь здесь стоят круглые пластиковые заглушки. Оптика
переместилась ниже, непосредственно в передний бампер. Это сделано для
улучшения безопасности в темное время: низко расположенные фары не так
слепят водителей встречных машин.

Кстати, сам бампер стал массивнее. Такому не страшны любые преграды.
На бампере сделаны удобные рифленые площадки для ног – в результате доступ
к подкапотному пространству стал легче. Элементы бампера – разборные,
на болтах. А вот крылья, решетка радиатора и боковины капота теперь сварные,
поэтому заменить их будет не так просто, как раньше, когда они тоже крепились
болтами.

Интерьер трехместной кабины не претерпел изменений – она такая же, как
и на первых полноприводных машинах «Урал-375» образца 1961 года, оснащенных
бензиновым мотором. Небольшое лобовое стекло из двух половинок с небольшими
окошками по бокам, двери с проштамповкой в виде молнии – все говорит об
этом.

Теперь о фургоне-«вахтовке» длиной 6,5 м. Его делают непосредственно
на Уральском автозаводе. Смотрится вполне современно: большая площадь
остекления, широкие двери – спереди и сзади.

В кабине

Посадку в кабину, равно как и высадку, легкой не назовешь. Ее пол находится
почти в 1,3 м от земли. До подножки – около 80 см. Правда, имеется дополнительная,
гибкая подножка, подвешенная на тросиках. Конечно, о препятствие ее не
обломаешь, но ставить ногу на такие «качели» – неприятно. Хотя все дело
привычки. Зато удобные ручки на задней стенке кабины прикручены уже
намертво.

Интерьер по-армейскому спартанский. Тут мало что изменилось с советских
времен: те же щиток приборов, рулевое колесо, рычаги трансмиссии, педали,
сиденья… Помимо привычных циферблатов спидометра и тахометра, одно из
главных мест на щитке приборов занимает большой круглый манометр, показывающий
давление в шинах. Все правильно, наша машина, как и все «Уралы», была
оснащена системой регулирования давлениях в шинах.

Руль довольно большой, с тонким ободом, без каких-либо регулировок.
Зато у сиденья водителя целых их четыре. Однако если в продольном направлении
сиденье можно установить быстро и легко – достаточно потянуть за небольшую
рукоятку, то другие регулировки (угла наклона спинки, наклона и высоты
подушки) задействовать сложнее: нужно откручивать шайбы и крутить довольно
тугую ручку. Пассажирская двухместная «скамейка» оказалась без каких-либо
регулировок, зато под ней предусмотрен небольшой отсек под необходимый
инструмент или другие небольшие вещи.

На передней панели расположены компактный перчаточный ящик и отсек с
предохранителями. Есть и ручка-поручень, за которую может держаться крайний
пассажир. В отличие от машин ранних выпусков, она не жестко прикручена,
а крепится на резиновых подушках. С одной стороны, это хорошо – повышается
травмобезопасность, а с другой – плохо, так как рука лишена фиксированной
точки опоры. На передней стойке крыши, справа находится устройство для
переговоров с пассажирами в кузове-фургоне. Очень удобно!

В фургоне

Когда мы открыли переднюю высокую дверь фургона, встал вопрос: как забраться
вовнутрь? Привычной подножки не было. Однако, присмотревшись, мы ее все-таки
обнаружили. Оказывается, она откидывается на входные ступеньки, которые
во время движения находятся за закрытой дверью и потому не покрываются
грязью и снегом. Верхняя часть средней ступеньки, как выяснилось позднее,
сделана съемной – под ней находится автономный отопитель салона. Кстати,
обогревать фургон можно еще двумя способами. Во-первых, от системы охлаждения
двигателя через специальные трубопроводы, во-вторых, от двух электрических
радиаторов, расположенных под креслами левого ряда. Сразу за дверью, с
обеих сторон размещены поручни, которые под нагрузкой почему-то болтались.

В салоне 28 вполне комфортабельных кресел – по два с каждой стороны
центрального прохода. Интересно, что эти «пары» расставлены в шахматном
порядке, что должно облегчить посадку/высадку. Они обиты приятной на ощупь
тканью, а высота подголовников регулируется. Добавим, что вдоль бортов
проложены металлические полозья, которые имеют отверстия с шагом примерно
20 см: сиденья каждого из рядов (но только по два) можно переставлять
вперед-назад, а при необходимости и вовсе снимать, используя освободившуюся
площадь под багаж или спецоборудование.

На потолке – восемь плафонов: у них имеются индивидуальные выключатели,
а также один общий, на передней стенке фургона. Кстати, на этой же стенке
расположено большое окно, через которое видно водительскую кабину. Над
окном – устройство, позволяющее переговариваться с водителем и пассажирами
в кабине, и огнетушитель. Кстати, возле окон размещены и компактные молоточки
из штампованной стали, предназначенные для разбития окон в случае аварии.
В потолке – большой аварийный люк (прим. 800х400 мм). В передней и задней
частях салона есть еще по одному потолочному люку, но уже поменьше, для
вентиляции. Предусмотрена и дверь аварийного выхода – в самом конце салона.

На ходу

Мотор заводится довольно легко. Шум двигателя сидящим в кабине совсем
не досаждает: слышен лишь легкий гул. Вибрации тоже не доставляют неудобства.
Обидно, что на нашей машине топливная аппаратура не была нормально отрегулирована,
из-за чего мотор на малых оборотах работал с перебоями. Однако это устранимо.

Рычаг коробки передач расположен довольно далеко от водителя. Учитывая,
что передачи включаются туговато, водитель «Урала» должен быть хорошо
подготовлен физически. А вот избирательность на высоте: перепутать передачу
практически невозможно даже неопытному водителю.

Рулевое управление оснащено гидроусилителем, однако вращать довольно
большую «баранку» с тонким ободом нелегко. Особенно это чувствуется при
парковке и маневрировании в плотном городском потоке.

Отдельных слов заслуживает педальный узел. Педаль акселератора очень
тугая, поэтому весьма кстати, по крайней мере, на бездорожье, пришлась
рукоятка ручного газа. Потянул рычажок – и убирай ногу с газа. Еще одна
деталь: на педали газа, с правой стороны имеется направляющий бортик –
нога с нее уже не соскользнет. Педаль тормоза, наоборот, слишком нежная.
Слегка надавил – и машина благодаря мощному пневмоусилителю останавливается
как вкопанная. Педаль сцепления тоже не назовешь игрушечной: выжимать
ее надо всей ступней, при этом водителя вдавливает в спинку сиденья.

В опасной близости к педали сцепления расположена напольная кнопка моторного
тормоза, перекрывающая подачу топлива: чуть не рассчитал – и при выжиме
педали сцепления включится тормоз – мотор глохнет, причем в самый неподходящий
момент. Интересно, что «Урал» оборудован и еще одним моторным тормозом,
перекрывающим подачу выхлопных газов. Эффективность торможения зависит
от того, насколько сильно вытянут расположенный на приборной панели рычажок.
Если до конца – двигатель попросту глушится. А что касается колесных тормозов,
то на нашем «Урале» они были уже с системой ABS!

Езда по городу на длинной и широкой «вахтовке» осложняется недостаточной
обзорностью. Удлиненный капот ограничивает видимость дороги впереди автомобиля,
не улучшает ее и вынесенный на правое крыло большой воздушный фильтр.
В наружные зеркала видно только край фургона, а вот зона вокруг колес
и колея, по которой движешься, не просматриваются. Сюда бы поставить дополнительные,
более панорамные зеркала и линзу Эйля… Ситуация наверняка бы изменилась.

Поэтому быстро направляемся на пересеченную местность – в родную стихию
«Урала». Клиренс в 360 мм под картерами мостов, мощная рессорная подвеска,
неотключаемый полный привод и «зубастые» шины позволяют смело штурмовать
ямы и косогоры. Мы без проблем заехали в небольшое озеро, благо глубина
преодолеваемого брода у машины – 70 см. Это по паспорту. А реально, благодаря
высоко вынесенному воздушному фильтру и генератору можно забираться и
поглубже, только в этом случае вода будет просачиваться в кабину и салон
фургона. Так что нужна дополнительная герметизация.

Вообще, засадить машину в нашей местности практически невозможно. Другое
дело бескрайние леса и топи Сибири или нешуточные пески…. Хотя и в этом
случае автомобиль встретит преграды во всеоружии. Как-никак имеется 2-ступенчатая
раздаточная коробка с пониженным рядом, блокируемый межосевой дифференциал…
При движении по мягкому грунту пригодится система изменения давления в
шинах. Плохо только, что последняя без изменений позаимствована у прежних
«Уралов», со многими ее конструкторскими недостатками. Так, для подкачки
или, наоборот, спуска давления в шинах необходимо выйти из автомобиля
и специальным ключом-четырехгранником повернуть соответствующий вентиль
на каждом колесе. И только потом уже залезть в кабину и задействовать
тумблер. Прямо скажем, неудобно.

Мощности 240-сильного ярославского мотора вполне хватает, чтобы уверенно
двигаться по холмам и оврагам на машине полной массой 14,5 т. Только вот
больно «прожорливый» агрегат: при скорости 40 км/ч расход составляет около
30 л, а при 60 км/ч – 36 л. И это по дорогам с твердым покрытием. А на
пересеченной местности «аппетит» может возрастать до 50 – 60 л на 100
км! Неудивительно, что машина стандартно комплектуется 300-литровым баком,
а по заказу еще и резервным – на 60 л.

В заключение скажем, что вездеход «Урал» нам понравился. Несмотря на
некоторые конструкторские огрехи и качество изготовления отдельных элементов,
это незаменимый грузовик для тяжелого бездорожья и сложных условий эксплуатации,
в том числе климатических. При этом вахтовый автомобиль – только одно
из многочисленных предназначений машины. Ее можно смело рекомендовать
МЧС, военным, а также как шасси для самосвала и другой различной спецтехники.

Высокая проходимость
Энергоемкая подвеска
Эффективная система отопления
Комфортабельный салон фургона
Недостаточная обзорность
Несовершенная конструкция системы регулировки
давления в шинах
Высокий расход топлива

 «Урал-3255-01»
Общие данные
Типвахтовый автомобиль
Колесная формула6х6
Габариты Д/Ш/В, мм10375/2500/3575
Колесная база, мм4555+1400
Мест для сидения30
Грузоподъемность, кг2680
Полная масса, кг14450
Распр. полн. массы по осям, кгпередний мост 4150, задний мост
(тележка) 10300
Клиренс, мм360
Радиус поворота, м11,6
Объем бака, л300
Двигатель
Типдизель
МаркаЯМЗ-238-М2-26
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V8/2
Объем, см куб.14860
Мощность, л. с./об/мин240/4500
Макс. кр. момент, Нм/об/мин2100/1250 – 1450
Трансмиссия
Тип приводаполный
КППмех. 5-ст.
Ходовая часть
Подвеска передн./задн.завис. рессорн./завис. рессорн.
Тормоза передн./задн.бараб./бараб.
Шины500/70-508
Эксплуатационные показатели
Макс. скорость, км/ч85
Контрольный расход, л/100 кмпри 40 км/ч 30, при 60 км/ч 36
Периодичность/стоимость ТО4000 км/н. д.
Гарантия1 год или 20 тыс. км
Цена тестируемого автомобиля199800 грн.

Дмитрий Пятак
Фото Юрия Гоголева

Редакция благодарит корпорацию «Автоинвестстрой» за предоставленный
на тест автомобиль