
Европейские производители автобусов имеют среднюю рентабельность 2,5%
Рентабельность европейской автобусной отрасли в период с 2019 по 2024 год составила в среднем всего 2,5%., хотя были времена, когда у некоторых производителей она достигала 8–10%. Такие данные приводятся в отчете Центра будущей мобильности McKinsey. Сообщаяется, что возросшая конкуренция и переход к технологиям с нулевым уровнем выбросов и автономным технологиям окажут дополнительное давление на рентабельность.
В исследовании отмечается, что европейские OEM-производители могли бы «потенциально снизить общие затраты на городские электробусы до 50% по нескольким направлениям», если бы переняли эффективность производства, наблюдаемую у китайских конкурентов. Только в производстве снижение затрат на 20–25% может быть достигнуто за счёт «оптимизации производственных площадей, подходов «умных фабрик» и автоматизации с использованием искусственного интеллекта и робототехники».
McKinsey о прибыльности производителей автобусов
Помимо контроля затрат, McKinsey выделяет три ключевые области, в которых OEM-производители могут повысить свою эффективность: укрепление своих уникальных торговых предложений, оптимизация структуры затрат и расширение за счет стратегического партнерства. С коммерческой точки зрения, совокупная стоимость владения остается решающим фактором для 18–20% операторов, в то время как 20–25% покупателей автопарков нуждаются в гибких финансовых решениях для приобретения транспортных средств.
Согласно отчёту, «приоритеты и проблемы покупателей автобусов становятся всё более разнообразными, определяемыми типом транспортного средства, размером автопарка и вариантами использования», что делает дифференциацию предложений, ориентированных на клиента, крайне важной. Опрос компании среди европейских покупателей автобусов показывает, что местные бренды лидируют по безопасности и качеству, в то время как китайские OEM-производители конкурируют по цене и гарантийному обслуживанию. По мнению McKinsey, европейские производители могут усилить свою ценность, предлагая гарантии безотказной работы, передовые системы помощи водителю и сертифицированный ресурс аккумуляторов, одновременно противодействуя ценовой конкуренции, основанной на подтверждённой экономии совокупной стоимости владения (TCO) и послепродажной поддержке.
Партнёрство рассматриваются как ещё один путь стратегического роста. В исследовании упоминается «недавнее приобретение европейского OEM-производителя азиатским производителем» (речь идет об IVECO и Tata Motors) как пример того, как горизонтальная интеграция может повысить конкурентоспособность на нескольких рынках. Также развивается вертикальное сотрудничество, например, совместная разработка архитектур с нулевым уровнем выбросов или программно-определяемых платформ.
В отчете сделан вывод о том, что в условиях сокращения маржи и повышения технологической сложности европейские производители автобусов «должны скорректировать свои стратегии, иначе они рискуют уступить свое преимущество более низкозатратным конкурентам, особенно в сегменте с нулевым уровнем выбросов».

















