В Риме прошла церемония избрания нового Папы, которым стал 69-летний Роберт Превост, принявший имя Лев XIV. По случаю этого события мы решили вспомнить, на чем ездили понтифики и какой автопарк сегодня обслуживает Ватикан.
Первый автомобиль был подарен папе римскому Пию Х в 1909 году епископом Нью-Йорка кардиналом Фарленом. Это был роскошный итальянский автомобиль ltala 20/30. Но понтифик не иинтересовался техникой, поэтому пробег машины составил всего 12 км. Папа Пий XI, наоборот, проникся интересом к машинам и даже сам иногда садился за руль.
Расцвет папского гаража пришелся на 20-е годы прошлого века. Архаичные кареты отправили в музей, а освободившееся место начали постепенно заполнять автомобили. К концу понтификата Пия XI коллекция разрослась до 16 автомобилей, преимущественно итальянского производства. Среди них был модели марки Bianchi, Fiat и lsotta Fraschini.
Citroen С6
В 1929году французская компания Citroen подарила понтифику Citroen С6 с мотором V6 и заказным кузовом темно-бордового цвета. Многие детали, включая решетку радиатора были покрыты позолотой, а закрытый салон с единственным креслом украсили вышивкой с вензелями святого Христофора. На номерном знаке были аббревиатура SCV – Stato della Citta del Vaticano – государство и город Ватикан, а также порядковый номер машины “5”. Этот автомобиль проехал 155 км, а затем стал частью коллекции ватиканского Museo delle Carrozze.
Дарить понтифику автомобили стало доброй традицией. Со временем в гараже Ватикана появились американский Graham Paige 837 с кузовом Le Baron, а также первый Mercedes-Benz – Nurburg 460. После войны Папа Иоанн XXIII использовал лимузин Chrysler Crown lmperial, открытый вариант Lancia Flaminia и ландоле Mercedes-Benz 300 d.
Mercedes-Benz Nurburg 460
В сентябре 1965 года в гараже Ватикана появился роскошный Mercedes -Benz S600 Pullman Landaulet, который презентовали новому Папе Павлу VI. Восьмицилиндровый 250-сильный мотор мог разгонять ландо до 200 км/ч. С тех пор каждый представитель семейства S-Class имел версию для понтифика.
При Павле VI в 1975 году в гараже Ватикана появился и первый внедорожник – Toyota Land Cruiser. Автомобиль использовался для миссионерских поездок. Сменивший его в 1978 году Иоанн Павел II тоже пользовался открытыми внедорожниками. После покушения 13 мая 1981 года, когда понтифик ехал на Fiat Campagnola, было принято решение использовать только бронированные версии.
Fiat Campagnola
Первым таким авто стал Land Rover, построенный в 1982 году. Автомобиль получил специальным пуленепробиваемый колпак. Внутри поддерживался специальный микроклимат, а бронированные стекла вдобавок ко всему были еще и тонированными, чтобы на ярком солнце Папа не получил солнечный удар. Рядом с местом Папы были установлены микрофоны и столик для бумаг.
Аналогичным образом выглядел созданный позднее папамобиль на базе Range Rover.
Одним из самых известных внедорожников ватиканского гаража стал Mercedes-Benz G-Class, объездивший с Папой практически весь мир. Первый Mercedes-Benz 230 G построили в 1980 году специально к визиту Иоанна Павла II в Германию, но уже в 1982 году был построен второй автомобиль со специальным бронированием, который выполнили специалисты фирмы Thiele Fahrzeugbau.
Mercedes-Benz G-Class
Еще один известный папамобиль – Cadillac DeVille, построенный в 1999 году компанией General Motors для поездки понтифика в Мексику. Машина была сделана в единственном экземпляре и отличалась увеличенной колесной базой, нестандартными задними дверями, подножками с электроприводом и гидравлической системой привода кресла Папы.
Cadillac DeVille
Одним из самых ярких интересных машин, попавших в гараж Ватикана, стал подарок Иоанну Павлу II от компании Lancia к торжествам по случаю 2000-летия христианства. Оригинальный автомобиль был создан на базе концепта Dialogos и получил имя Giubіleo. Бронированная машина длиной 5,5 м получила систему спецсвязи, трансформируемую заднюю часть крыши и удобное кресло для Папы.
Lancia Giubіleo
В 2002 году для Иоанна Павла II изготовили новый внедорожник – Mercedes-Benz ML 430. В задней части машины установили специальные салазки, чтобы Папа мог заезжать на своем инвалидном кресле в салон. Эта машина активно использовалась понтификом, в том числе, для зарубежных визитов.
Его приемник на папском престоле, Бенедикт XVI, также пользовался для поездок преимущественно Mercedes-Benz ML.
Папа Франциск отдавал предпочтение более простому образу жизни и более простым автомобилям. Будучи кардиналом, он часто пользовался общественным транспортом. В ночь своего избрания он ехал с другими кардиналами в микроавтобусе обратно в их отель вместо того, чтобы использовать папский лимузин. Для поездок по Ватикану он использовал Ford Focus из автопарка Ватикана. Он также ездил по городу на Renault 4 1984 года, подаренном ему итальянским отцом Ренцо Дзоккой.
Mercedes-Benz G580
В декабре 2024 года Франциск получил первый в истории Ватикана электрический папамобиль — Mercedes-Benz G580. Во время его похорон в апреле 2025 года для перевозки гроба Франциска к месту его захоронения в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме использовался папамобиль на базе Ram 1500.