Удивительные причины толкают порой людей на великие открытия или свершения. Архимед решил принять ванну и открыл закон гидростатики. Закон всемирного тяготения появился после того, как Исааку Ньютону на голову упало яблоко. У героя нашей статьи сломался велосипед. И вот что из этого вышло…
Удивительные причины толкают порой людей на великие открытия или свершения. Архимед решил принять ванну и открыл закон гидростатики. Закон всемирного тяготения появился после того, как Исааку Ньютону на голову упало яблоко. У героя нашей статьи сломался велосипед. И вот что из этого вышло…
| Удивительные причины толкают порой людей на великие открытия или свершения. Архимед решил принять ванну и открыл закон гидростатики. Закон всемирного тяготения появился после того, как Исааку Ньютону на голову упало яблоко. У героя нашей статьи сломался велосипед. И вот что из этого вышло… |
Хочешь сделать лучше – сделай сам
Год спустя пришел черед мотоциклов. Увидев на Парижском салоне 1897 года изделие фирмы Werner Motocyclettе, два Вацлава на месте выявили его недостатки, а по пути домой определились с концепцией собственного. Появление первенца, Typ А, породило спор, не разрешенный до сих пор, – кого же считать создателем первого классического мотоцикла: французов или чехов? Дело в том, что «мотоциклетт» братьев Вернер был обычным велосипедом с двигателем над передним колесом, в то время как в «А» наличествовали все составляющие компоновки современного байка. Он был спроектирован вокруг расположенного по центру рамы мотора, который вращал заднее колесо. К такому решению французы пришли только в 1901-м, зато сразу же запатентовали его и выпустили большую партию мотоциклов с такой схемой. Чешский Тyp А оснащался 4-тактным одноцилиндровым (184 см куб., 1,2 л. с.) мотором с автоматическим впускным клапаном, открывавшимся под действием разряжения в цилиндре. Карбюратор (он же бензобак) компаньоны разработали самостоятельно. Для привода заднего колеса использовался плоский кожаный ремень с натяжным роликом. Особенно Вацлавы намучались с системой зажигания. От трубок накаливания отказались еще на стадии эксперимента – крайне ненадежно и весьма опасно. Забраковали и батарейную систему. Не дали результатов поиски подходящего готового электромагнитного устройства – Bosch и другие именитые компании его делали, но исключительно для стационарных силовых агрегатов.
Пришлось компаньонам снова заняться «изобретательством». В результате Typ А первым в мире получил систему зажигания от магнето (электромеханического генератора искры), причем механический размыкатель находился непосредственно в камере сгорания. Единственный ленточный тормоз воздействовал на ступицу переднего колеса, в ступице заднего находилась муфта свободного хода, позволяющая использовать для запуска мотора педальный привод. Выпуск мотоцикла, названного патриотами Slavia (т. е. «Славянский»), начался в 1898-м. Сказать, что машина пользовалась успехом – значит не сказать ничего: фактически это был первый в мире прилично работавший мотоцикл. Благодаря «шквалу» заказов кустарная мастерская быстро превратилась в фабрику и уже в 1903 году выпускала с десяток моделей. Торговые представительства L&K открывались повсюду – от Киева и Анкары до Стокгольма и Дублина. И не в последнюю очередь благодаря победам «славян» в мотоспорте.
Сказав «А»…
Успех первенца закрепили последователи – 240-кубовый 1,8-сильный Typ В, появившийся в 1901 г., и 500-кубовый трехсильный Typ С, который дебютировал два года спустя. Испарительный карбюратор в них заменили пульверизационным, из трансмиссии исчез натяжной ролик, а ленточный тормоз переместился на ступицу заднего колеса.
Триумфальным стал первый же международный старт – в самом популярном в то время пробеге Париж – Берлин 1901 года. Несмотря на полное отсутствие гоночного опыта, Нарцис Подседничек в 1196-километровой гонке финишировал первым среди мотоциклистов! Более того, Подседничек, простой рабочий, обогнал больше половины автомобилистов и прибыл в Берлин в три часа утра, когда члены жюри еще спали. Напрасно чех искал полицейских, которые засвидетельствовали бы его финиш, – организаторы решили, что новичок жульничает, и дисквалифицировали его. Понятно, что любовь Клемента к немцам после этого инцидента не увеличилась. Нарцис же, как и подобает настоящему гонщику, доказал свою правоту многочисленными победами.
Всего же за три года существования заводской команды Laurin & Klement ее гонщики завоевали 56 первых, 59 вторых и 59 третьих мест в национальных и международных соревнованиях. Главным трофеем L&K стало 1-е место Вацлава Вондриха в гонке Cup d'International в 1905 году. Победитель гонки автоматически удостаивался титула «чемпион мира».
Реванш Клемента
Но подлинным триумфом для Клемента оказалась покупка лицензии на его мотоциклы той самой Seidel und Noymann, которая стала собирать «лауринки» для немецкого рынка под маркой… Germania.
Кроме мотоциклов, в Млада Болеславе строили также боковые коляски, экспериментировали с трициклами и даже квадроциклами. В результате в 1905 году появился первый автомобиль L&K. Успех вновь сопутствовал двум Вацлавам, и в 1908 году они полностью сосредоточилось на выпуске машин, потомки которых известны сегодня под маркой Skoda.
Несмотря на то, что компаньоны строили мотоциклы меньше десяти лет, основанная ими чешская конструкторская школа до сих пор считается одной из лучших.