В Государственном Политехническом музее 18 декабря 2025 года состоялась пресс-конференция по случаю 130-летия появления автомобильного рынка на территории Украины. Представители ретро-сообщества обсудили широкий круг вопросов и, к сожалению, не только праздничные. Были обсуждены факты уничтожения и фальсификаций ценных транспортных средств, проведение фейковых мероприятий и даже выдачу ничтожных сертификатов подлинности.
Юбилей
Как известно, первый автомобиль в наших землях появился в Одессе в 1891 году. Его привез редактор газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. Это было самое начало автомобилизма в Украине, а 15 декабря 1895 года в газете «Одесский листок» вышла первая автомобильная реклама. Это уже был признак появления авто рынка.
Таким образом, у нас очень давняя и разнообразная автомобильная история, часть которой мы даже не знали, потому что нам навязывали нарративы империи. К сожалению, в Украине не сохранились древние автомобили с тех пор. И это не наша вина, потому что по украинским землям прокатилось три войны, одна из которых продолжается до сих пор.
Осторожно, мошенники!
Но Украина теряет ретро технику не только из-за войны, но и из-за действий определенных должностных лиц и «черных» реставраторов. Яркий пример – фактически уничтоженный киевский исторический трамвай.
Участники пресс-конференции обсудили факты и отдельных лиц, дискредитирующих ретро движение в Украине. Например, попытки создавать фейковые соревнования, проводить оценку подлинности транспортных средств, не соответствующих им даже извне, и другую «деятельность» Романа Щипкова.
Еще одним «героем» стал коллекционер из Запорожья Олесь Кальницкий. В 2021 году он ввел в заблуждение представителей фестиваля OldCarLand относительно своего «уникального автомобиля Volvo 162 с богатым историческим прошлым». Оказалось, что такой модели вообще не существовало, а представленный экземпляр был создан уже в наше время неизвестными местными мастерами. На этом же фестивале Кальницкий получил кубок OldCarLand за «лучшую историю автомобиля». Но на конференции эксперт Владимир Винник рассказал, что история, которую рассказывал господин Кальницкий, была выдумана. Также много интересных, но фейковых историй сопровождали выставку мотоциклов КМЗ, одним из организаторов которой был Кальницкий.
Участники пресс-конференции осудили такие действия, которые негативно влияют на репутацию украинского ретро движения в Европе и призвали коллег действовать честно и ответственно.
Чествование украинского мастера
Во время пресс-конференции представителями ретро движения было подписано письмо руководству чешской компании Jawa с просьбой обозначать в исторических материалах Всеволода Греченко (1898–1948), как украинца. Этот видный человек был главным конструктором Jawa с 1941 по лето 1945 года. Именно в это время, тайно от немцев, под его руководством создали легендарный мотоцикл Jawa Perak. Но почему-то во многих источниках Всеволод Греченко указан как «русский инженер», хотя он родился в г. Золотоноша и имел украинские корни. Греченко является украинцем и так будет исторически правильно его отмечать. И пусть этот человек, даже после смерти, будет признан в Украине.
Участники пресс-конференции уверены, что украинское ретро движение в будущем ждут лучшие времена. И его возрождение начнётся уже с 2026 года.
В конференции принимали участие: президент Украинского Автомобильного Клуба (УАК), официальный представитель FIVA в Украине и руководитель ВОО «Украинский Военно-исторический музей» Анатолий Шумский, организатор технического фестиваля OldCarLand и руководитель технического музея «Колеса истории», реставратор и коллекционер Павел Лосовенко, директор коллекционер Артем Рудницкий, директор «Государственного Политехнического музея Украины» Наталья Писаревская, руководитель объединения «Исторический Автоклуб» Олег Омельницкий, эксперты ретро автомобилей и участники «Исторического автоклуба» Владимир Винник и Сергей Иванов, а также другие уважаемые представители украинского ретро движения.