В этот день, 28 февраля ровно 50 лет назад в США стартовали продажи весьма необычного автомобиля – AMC Pacer. При длине 4,36 м машина относилась к компактному классу, хотя ее ширина достигала 1,96 м, что было соизмеримо c с полноразмерными авто. Машина поначалу предлагалась только с двухдверным кузовом типа хэтбчек.
Pacer отличался большой площадью остекления (3,6 м кв), что особенно было заметно по заходящим на корму боковым панорамным стеклам. И не случайно в популярном журнале «Сar and Driver» новинку прозвали «Летящим аквариумом». Из необычных решений отметим разные по размеру боковые двери: правая была на 10 см шире, что облегчало посадку на задние сиденья. Через два года после начала производства появился вариант с кузовом универсал, также двухдверный, который отчасти решил проблему небольшого багажника, вместимость которого возросла на 50%.
Поначалу AMC Pacer задумывался под установку лицензионного роторного двигателя Ванкеля, причем с приводом на передние колеса. Однако от этой идеи отказались и в серию пошла заднеприводная машина с рядной «шестеркой». Примечательно, что Pacer стал первым малолитражным автомобилем в США, двигатель и подвеска колес которого получили усиленную шумо- и виброизоляцию. Для этого, например, вся передняя подвеска крепилась к поперечной балке, а затем к основной раме через массивные резиновые втулки. Кроме того, Pace был вторым после Ford Pinto американским автомобилем с реечным рулевым механизмом.
AMC Pacer разрабатывался с учетом грядущих, более строгих требований к пассивной безопасности. Они включали проведение краш-тестов на лобовое столкновение со скоростью 80 км/ч, боковой удар – 40 км/ч, а также опрокидывание при движении на 48 км/ч. Кроме того, передний и задний бамперы должны были выдерживать удар на скоростях 8 и 16 км/ч соответственно.
Автомобиль получился довольно тяжелым – снаряженной массой 1363 кг. Поначалу предлагались только два рядных 6-цилиндровый двигателя – рабочим объемом 3,8 и 4,2 л и мощностью от 91 до 112 л. с. В дальнейшем появился и 5,0-литровый V8 в 130 «лошадок». Коробка передач устанавливалась механическая, трех- либо четырехступенчатая, или автоматическая, трехскоростная. Для «шестерки» с «механикой» средний расход топлива по городу составлял 14 л, а на трассе – 9 л.
AMC Pacer сразу завоевал популярность. За первые 8 месяцев было изготовлено 100 тыс. ед., а до конца 1975 года – 145 тыс. Всего же по декабрь 1979 года выпустили в общей сложности 280 тыс. этих оригинальных авто.