
Какими были самые первые джипы
На международном Берлинском автосалоне, открывшемся 15 февраля 1936 года, немецкая фирма Stoewer («Штевер») представили сенсационную новинку. Это был самый первый в истории серийный легковой автомобиль армейского типа – с упрощенным тентованным кузовом и приводом на обе оси, то есть джип по-немецки.
Заметим, что само слово «джип» появилось только в 1942 году, когда в США начали выпускать полноприводный Ford с индексом JPW (произносится как «Джи Пи ви»). Так уж получилось: термина «джип» еще не существовало, а тип такого автомобиля уже был – на 7 лет раньше!
Самое интересное: характерной особенность этого немецкого джипа были управляемые колеса не только на передней, но и на задней оси. Это заметно улучшало его маневренность: радиус поворота составлял всего 6,5 м. Машина имела габаритную длину 3900 мм, колесную базу 2400 мм. Дорожный просвет – 235 мм.
В 1936 – 1937 гг. фирма Stoewer выпускала такую модель под обозначением R180 Special. На ней стоял двигатель в 1,8 л мощностью 42 л. с. А следующие два года производилась более мощная версия – R200 Special, оснащенная уже 2,0-литровым агрегатом в 50 л. с.
Добавим, что аналогичные двухлитровые машины изготавливали в 1937 – 1940 гг. еще две фирмы: BMW – модель 325, и Hanomag – модель 20B. Ходовая и кузов у них были точно такие же. А вот моторы, правда, того же литража и мощности – были другие, своей разработки. Причем на BMW cтояла рядная «шестерка».
Что же касается фирмы Stoewer, то в 1940 – 1944 гг. она стала выпускать упрощенную и облегченную версию своего джипа – Typ 40. Грузоподъемность ее заметно возросла – с 425 до 500 кг. Управляемыми стали только передние колеса. Однако снаряженная масса машины по-прежнему была заметно больше, чем у американского джипа: 1700 кг против 1020 кг. Понятно, это негативно сказывалось на динамике: максимальная скорость составляла соответственно 80 км/ч и 105 км/ч. Но главная беда была в другом: интервал между ТО составлял у «немца» всего 1000 км, а смазку системы управления и ходовой нужно было производить каждые 100 (!) км.
В общей сложности с 1936 по 1944 год было выпущено всеми тремя фирмами 12 900 таких немецких «джипов». А после окончания войны автозавод Stoewer в городе Щеттин оказался на территории, присоединенной к Польше. И все его оборудование вывезли в СССР, а там оно использовалось для выпуска совсем другой продукции.