В преддверии фестиваля «Тарасова гора. Мотосходини в Переяславі», который пройдет с 30 мая-1 июня в Переяславе, мы пообщались с основателем культового мероприятия Ашотом Арушановим и его единомышленником, душой проекта #Мотнафронт Павлом Черненко.
АЦ: Ашот, расскажите о том, как зарождался фестиваль «Тарасова гора», и что такое «Мотосходини в Переяслові»?
Ашот Арушанов: Еще четверть века назад, в 2000 году, я начал ездить на мотофестивали и различные слеты байкеров. У меня тогда был глубоко кастомизированный “Днепр” на документах Harley-Davidson. Этот уникальный мотоцикл до сих пор у меня есть, но в скором времени я планирую его продавать, так как нужно финансировать наши благотворительные проекты.
В общем, я поездил по разным фестивалям и решил, что пора бы и мне собрать где-то моих многочисленных друзей. К тому времени я бывал в Каневе, даже некоторое время там жил. Мне там очень понравилось. Там очень красиво. В общем, в 2001 году я впервые собрал друзей в Каневе, естественно, мы поднялись на Тарасову гору, почтили память Шевченко. Идея настолько всем понравилась, что на следующий год все решили там снова собраться. Так родился фестиваль “Тарасова гора”, а уже в 2003-м он стал международным, так как к нам приехали единомышленники из других стран. С каждым годом мероприятие набирало оборотов, людей приезжало все больше и больше. Со временем нам там стало тесно, и мы перебрались в Черкассы, а в Канев уже ездили колонной непосредственно на Тарасову гору. Вот такой получился формат – встреча друзей. Так мы встречались 19 лет до полномасштабного вторжения. В 2022-м нашему фестивалю должно было исполниться 20 лет, мы готовились как следует отметить юбилей, но пришлось отложить эту идею до победы. Вместо празднований, мы начали активно заниматься помощью нашим защитникам. По традиции, мы собирались, но уже с другой целью – собирали сначала на электрические мотоциклы, потом на другую технику, потом появился проект #Мотнафронт.
АЦ: Какое мероприятие планируется провести в этом году?
Ашот Арушанов: Все эти годы мне постоянно задавали вопрос, “когда мы устроим большой масштабный слет?”. Я говорил, – не время, давайте подождем. Но, на мой взгляд, действительно, нужно и собираться, и собирать, обмениваться информацией, поддерживать друг друга. Так появилась идея провести «Мотосходини в Переяславі». Мы пригласили всех наших друзей, например, ветеранский мотоклуб MC Veterans. Также будут наши друзья из переяславского клуба MC Skulls. У нас с ними давняя взаимопомощь. Но, конечно же, мы всех приглашаем на наш фестиваль, как мотоклубы так и отдельных фанов мотодвижения, всех, у кого это событие вызывает интерес.
Конечно же, у нас есть постоянные партнеры – Honda, DeWalt и другие. Благодаря им мы смогли организовать сцену и пригласили музыкантов. В этом году будут такие группы, как «Ярра», «Spiv brativ», «Бетон», «Медовий Полин», «The Кум», «The Sonic Temple». Естественно, будем собирать средства на благотворительный фонд «Тарасова гора» и наш проект #Мотнафронт.
Хочу всех поблагодарить за поддержку и помощь всех наших меценатов и донаторов, людей, которые помогают нашим проектам. Вместе мы победим!
АЦ: Павел, расскажите подробно про проект #Мотнафронт? Что это за удивтельные мотоциклы с дизельным мотором?
Павел Черненко: С начала полномасштабной агрессии мы начали заниматься помощью и поддержкой наших защитников. Мы пробовали строить разные варианты техники – багги, электрические и традиционные мотоциклы с бензиновыми моторами. И как-то раз со мной связался товарищ, который предложил запчасти на “Днепр” и рассказал, что уже несколько лет как отказался от бензинового мотора в пользу… дизеля. Он меня познакомил с энтузиастом, который много лет адаптировал дизельные двигатели на мотоциклы. Мы с ним познакомились и, он рассказал много интересного с технической точки зрения, на что обратить внимание, какие бывают проблемы и как с ними бороться. В общем, поделился со мной огромным количество полезной технической информации. Идея мне показалось интересной. Я сделал необходимые чертежи, и потом с коллегами взялись внедрять эти know-how в жизнь.
АЦ: А что послужило основой для создания этих мотоциклов и сколько таких машин уже собрано?
Павел Черненко: Основой для проекта стал старый добрый “Днепр”, потому что этот мотоцикл более-менее доступный, их было изготовлено достаточно много, и, на сегодняшний день, можно найти практически все комплектующие. Хотя, конечно, с каждым годом запчастей становится все меньше, а цены растут. Основная проблема классического “Днепра”, помимо его надежности, – бензиновый мотор. И дело не в том, что его обслуживание требует определенных навыков, запчастей и времени, которого у ребят на фронте нет, а отсутствие бензина и его высокий расход. А вот с дизтопливом на фронте все в порядке, да и потребление у дизельного двигателя существенно ниже. Кроме того, если говорить о силовом агрегате в целом, то использование дизельного мотора позволяет существенно упростить конструкцию, а, следовательно, повысить надежность. В боевых условиях это играет огромную роль.
На сегодняшний день в рамках проекта #Мотнафронт мы собрали 23 мотоцикла. 21 из них уже у ребят на передовой, а еще два мы сейчас как раз заканчиваем. Например, три наших мотоцикла служат в ПВО в Киевской области. Вместо грузовой клетки на них стоят турели с пулеметами, которые используются для борьбы с воздушными целями.
У меня принцип, пока я окончательно не буду убежден, что мотоцикл полностью готов для выполнения своих функций, мы его ребятам не отдаем. Это очень важный момент. На самом деле, трудно описать, насколько много работы приходится провести, прежде чем мотоцикл будет готов, ведь в “Днепре” нет ни одной идеальной детали, все приходится или дорабатывать, или полностью переделывать… Поэтому каждый экземпляр у нас проходит не менее 1000 км обкатки. За это время мы выявляем все проблемные места и устраняем выявленные недостатки.
АЦ: Какой двигатель используется в ваших мотоциклах? Какие есть еще интересные технические особенности?
Павел Черненко: Мы пробовали несколько вариантов, но пока остановились на атмосферном дизельном двигателе Lifan 18 кВт/25 л.с. Традиционно, такие моторы используются на мотоблоках или генераторах, но мы его адаптировали для работы с “Днепром”. Для этого мы самостоятельно разработали несколько деталей, чтобы обеспечить надежную работу силового агрегата. Кроме того, мы переделываем штатную коробку, меняем передаточные числа, с учетом того, что дизель работает на меньших оборотах. В конструкции этого мотоцикла было реализовано много уникальных конструктивных решений. Например, для повышения управляемости мы адаптировали спереди автомобильные амортизаторы KYB, а также разработали новые рычажные вилки собственной конструкции. Вместо традиционной коляски мы создали специальную грузовую клетку размером 1,9 на 0,65 метра, которая позволяет перевозить ящики с БК или двух раненых. Прочный трубчатый каркас клетки имеет откидную задню часть, что позволяет перевозить длинномеры. Мы также думаем над версией с более мощным двухцилиндровым дизельным мотором.
АЦ: Какие планы у проекта #Мотнафронт на ближайшее будущее?
Павел Черненко: Как я уже говорил, сейчас наша задача закончить обкатку и доводку двух мотоциклов, чтобы передать ребятам на фронт. Затем мы планируем сделать вариант на базе грузовой версии “Днепра”. Если помните, был такой трицикл КМЗ-300, с грузовой площадкой на 300 кг грузов. Работа с ним уже ведется, двигатель есть, собираем остальные необходимые детали и комплектующие. Надеюсь, что благодаря фестивалю «Тарасова гора. Мотосходини в Переяславі» мы сможем собрать необходимые средства на продолжение линейки дизельных мотоциклов. А у кого есть желание присоединиться к нашему проекту, можно зайти на наш сайт или страницы в соцсетях и оказать посильную помощь.