Особенности тендерных закупок в Украине: старые автобусы по цене новых
Сегодня в Украине, несмотря на военное время, рынок автобусов продолжает развиваться. Однако проведение тендерных закупок работает отнюдь не на укрепление отечественной экономики. По этому поводу 13 июля в агентстве «Интерфакс-Украина» состоялась пресс-конференция, организованная известным производителем автобусов – корпорацией «Эталон».
А поводом для нее послужил вопиющий тендер на закупку для Ивано-Франковска восьми подержанных 12-метровых автобусов на общую сумму 64 млн грн. И это при том, что Черниговский автозавод может предложить за эти деньги столько же новых машин аналогичного класса.
Интересные, но весьма нерадужные цифры озвучил заместитель директора Торгового дома «Эталон Авто» Александр Черницкий. За последние полтора года через систему Prozorro было закуплено 73 автобуса. В 2022 году из 38 ед. новые составили только 10 ед. и это были машины малого класса. А вот все остальные 28 автобусов, большого класса, оказались подержанными. За первые 6 месяцев этого года приобретено 35 автобусов, из которых 24 новых (10 большого класса и 14 малого). Из всего этого количества на долю машин отечественного производства пришлось только 47%. А вот автобусы большого класса были исключительно зарубежными. Также в Украину было поставлено порядка 250 подержанных автобусов в качестве гуманитарной помощи.
Отдельно нужно рассказать про автобусные тендеры за европейские средства. И свежий пример – тендер в Николаеве, который также прошел не в пользу отечественного производителя. Здесь было три участника – Черниговский автозавод и две турецкие компании. Отечественное предприятие предложило на 4,5 млн евро в два раза больше машин – 55 ед., чем зарубежные – 28 и 26 ед. Кроме того, в условиях тендера также было предоставление расчета по затратам на расход топлива и техническое обслуживание за 10 лет. Так вот, наши автобусы по этим параметрам оказались вдвое выгоднее турецких. Об этом рассказал директор по качеству и общим вопросам ООО «Черниговский автозавод» Сергей Бородуха.
В свою очередь директор Торгового дома «Эталон Авто» Вадим Шкарупин отметил, что, отдавая деньги не украинским предприятиям, мы отдаем целые сегменты экономики. За полтора года за европейские средства было закуплено общественного транспорта ориентировочно на 90 млн евро. Так вот, приобретая зарубежную продукцию, налоги начисляются только с суммы, которую получает посредник. А он как правило берет не более 10%. При закупке отечественных автобусов, отчисления в бюджет идут уже от всей закупочной суммы. Еще более важна социальная составляющая. Ведь для выполнения столь объемного заказа сразу загружаются украинские автозаводы, а это тысячи рабочих мест.
Сегодня Черниговский автозавод активно участвует в государственно программе «Школьный автобус». Так, недавно был выигран тендер на 28 машин для Одесской области, а на днях – еще один, на 43 автобуса для Киевщины. Как отметила директор по продажам ООО «Черниговский автозавод» Наталия Бачурна, эти тендеры проводятся через платформу Prozorro Market. И здесь заказчик уже не может выставить особые требования под конкретного производителя, что практиковалось еще совсем недавно. Однако проблемы все есть. Во-первых, это позднее начало закупок: в 2022 году они стартовали в августе, а в этом году – в июне. А во-вторых, выплата государственных субвенций частями. В итоге производитель должен успеть выполнить заказ до 1 сентября, не получив полностью за него деньги. Поэтому вопрос своевременных расчетов здесь жизненно важен.