Цены на бензин контролирует масса инстанций!
На сайте www.autocentre.ua прошла веб-конференция с Сергеем Куюном, директором «Консалтинговой группы А-95», участником Экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности.
На сайте www.autocentre.ua прошла веб-конференция с Сергеем Куюном, директором «Консалтинговой группы А-95», участником Экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности. Аналитик нефтерынка рассказал о принципах формирования цен на топливо, его качестве и ценовых перекосах.
Как формируются цены на нефтепродукты?
Рынок Украины является импортозависимым: 90% топливного баланса страны – импортного происхождения. Топливо производится либо из ввезенной нефти на наших заводах, либо доставляется в виде готовых продуктов. Нефть и нефтепродукты выставляются на торги на мировых биржах, и цена на них в максимальной степени формируется рыночными механизмами. Имея такой объем импорта, мы всецело зависим от внешнего рынка, как и большинство стран на планете.
Почему при относительной стабильности гривни по отношению к доллару стоимость бензина в Украине растет?
Причина одна – трейдеру необходимо больше долларов для приобретения топлива. Так, если в начале года нефть стоила $35 за баррель, то на прошлой неделе – $71,5.
Летом 2008 года при цене нефти $150/т А-95 стоил как, и сегодня, хотя нефть сейчас в два раза дешевле. В чем причина?
Если бы цена нефти оставалась, как в прошлом году, на уровне $150 за баррель, то А-95 стоил бы около 11 грн. за литр. А при прошлогоднем курсе доллара он продавался бы по 4,50 грн. Проблема в том, что никто из государственных чиновников никогда не рискнет заявить, что перекосы цен на топливо являются не чем иным, как провалом экономической и валютной политики государства.
Если бы сегодня цена нефти была такой же, как в прошлом году – порядка $150 за баррель, то бензин А-95 в Украине стоил бы около 11 грн./литр.
В кризисное время государство должно бы удерживать цены на топливо…
Если бы Украина располагала собственными достаточными запасами нефти, государство могло бы взять на себя часть топливных расходов. Например, в Туркменистане и Египте топливо буквально выдают в виде дотаций населению. А в таких странах как Россия или Саудовская Аравия склонны к рыночному регулированию цен. И даже в Беларуси, где силен социальный вектор госполитики, топливо сегодня намного дороже, чем у нас. Значение топливной составляющей в ценах на товары и услуги зачастую существенно преувеличено и может быть попыткой завуалировать высокие цены в стране.
От чего зависит стоимость пропана?
Сжиженный газ – это продукт нефтепереработки, который тоже подвержен колебаниям цен на нефть. Но когда стоимость бензина уменьшается, торговцы замечают отток клиентов. А сокращение числа инсталляций газобаллонного оборудования заставляет искать компромиссную цену для оживления спроса.
Почему бензин подорожал, а дизельное топливо – нет?
Главным образом это обусловлено избыточными запасами ДТ, сформированными весной. В мае 2009 года запасы дизтоплива в стране были такими же, как и в 2008-м, но потребление снизилось на 25–30%. Более низкие в марте и апреле цены позволили трейдерам сохранять отпускные цены на ДТ стабильными. К середине июня запасы сократились – и на смену пришел более дорогой продукт.
Что влияет на стоимость бензина в регионах?
Региональные особенности связаны с логистикой поставок топлива и конкуренцией. Но все не так однозначно. В Днепропетровске, где на рынке доминирует один оператор с долей более 50%, в течение последнего года цены были ниже, чем в среднем по стране, на 0,5-1 грн. А в Крыму, где плотность станций наибольшая в стране, цены традиционно завышены. Иногда даже мне трудно сказать, почему это так.
Кто контролирует процесс ценообразования на рынке нефтепродуктов страны?
Цены на нефтепродукты в Украине контролирует рекордное количество инстанций. Прежде всего, это Экспертно-аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности. В нее входят высокопоставленные представители Минтопэнерго, Минэкономики, Антимонопольного комитета Украины, Инспекции по контролю цен, налоговой администрации, таможенной службы и даже СБУ. В рамках своих ведомств эти организации ведут самостоятельный анализ ситуации на рынке. В данном составе группа работает уже давно, и ее участники достаточно компетентны для адекватной оценки ситуации.
Будет ли высокая стоимость топлива соотноситься с его качеством?
Вопрос качества в нашей стране отодвинут на задний план вопросом цены. Притом не только для потребителей, но и в государственной политике. В Украине до сих пор не отработан механизм действий контролирующих органов, обнаруживших на АЗС так называемую бодягу. Просто нет процедуры. Уже не говоря о том, что потребитель, по сути, бесправен перед продавцами такого топлива. Единственным мерилом качества топлива для автомобилистов могут быть только внешние параметры АЗС, поэтому их владельцам, направляющим в поставки и сервис многомиллионные суммы, просто нет смысла торговать некачественным товаром. Это ставит под сомнение их будущее и возврат вложенных инвестиций.
Какие преимущества у евротоплива?
Главный смысл – снижение экологической нагрузки, тогда как эксплуатационные преимущества могут быть не так явно выражены. Некоторым водителям европродукты не нравятся, поскольку иногда их расход выше, чем украинских аналогов.
Вопрос качества топлива отодвинут на задний план вопросом цены. И не только для потребителей, но и в государственной политике.
Интересует предельная цена бензина и ДТ в Украине. Чего ждать людям?
После полугодового роста в середине июня цены на нефть в мире пошли вниз. На это оперативно отреагировал и внутренний розничный рынок: он тоже демонстрирует снижение, которое продолжится. Думаю, о цене 7 грн./л «девяносто пятого» в ближайшее время можно будет забыть. Наибольшая опасность – возобновление валютной нестабильности, В данном случае прогноз простой: на каждые 50 коп. слабеющей гривни необходимо прибавлять к цене А-95 около 10–12 коп./л. А вот стоимость дизтоплива, вероятно, останется стабильной, хотя еще недавно были предпосылки для ее роста.