Утилизация: Автохлам наступает!
Отживших свой век автомобилей в мире становится все больше. В странах Западной Европы владельцы стремятся во что бы то ни стало продать старую машину за любую, пусть даже самую мизерную цену. В противном случае им самим придется платить за ее утилизацию. В Германии, например, это стоит порядка 300 евро.
Отживших свой век автомобилей в мире становится все больше. В странах Западной Европы владельцы стремятся во что бы то ни стало продать старую машину за любую, пусть даже самую мизерную цену. В противном случае им самим придется платить за ее утилизацию. В Германии, например, это стоит порядка 300 евро. |
Ряд компаний – Opel, Volkswagen и другие – еще два года назад заявили о том, что начинают строительство заводов по утилизации машин. С 2010 года по законодательству ЕС компании должны будут сами утилизировать проданные ими автомобили, срок службы которых истек. Естественно, это отразится на стоимости новых – она увеличится как раз на ту сумму, в которую обойдется утилизация производителю. А автолюбителей, бросающих автохлам во дворах, ожидают штрафные санкции. Это у них… У нас же покинутых машин пока не так много – автостарье зачастую эксплуатируется «до последнего вздоха». Но когда срок жизни все же истекает, машины оставляют догнивать в гаражах и на дачах, а зачастую и просто во дворах и на улицах городов. В столице очисткой дорог от таких «покойников» занимаются райгосадминистрации и коммунальное предприятие «Киевдорсервис» – как перевозчик и утилизатор.
Гостиница «Бомж», 7 звезд
Именно так называют брошенные хозяевами машины сотрудники «Киевдорсервиса». И действительно, окрестный люд использует этот «транспорт» с присущей ему врожденной изобретательностью. Например, бомжи пьют, едят и спят в них. Молодежь тоже заправляется легкими и тяжелыми алкогольными напитками, играет в карты или просто общается… Грузовые, в основном стоящие близ базаров, превращают в склады или даже в импровизированные офисы. Самое опасное, что в брошенных машинах играют дети, которые могут в них пораниться.
Эвакуация по закону
Проблема брошенного автотранспорта в Украине с каждым годом встает все более остро. Например, только в Киеве насчитывается 2,5 тысячи брошенных легковушек, и число их неуклонно растет. Впрочем, умирающий во дворах автотранспорт изредка все же увозят. Мы обратились к тем, кто этим занимается, с вопросом: что могут увезти и сколько придется заплатить, чтобы вернуть себе эвакуированную «старушку».
Как рассказал нам руководитель отдела эвакуации и утилизации брошенного автотранспорта Юрий Фафлей, эвакуация выполняется на основании постановления Киевской горгосадминистрации № 2270 (от 19.11.1998 года). Какие именно автомобили забирать с улиц – определяют жэки. Их представители вместе с участковыми присутствуют и при самой эвакуации. При этом составляется акт приемки предоставленных услуг. Их исполнителем в акте назван «Киевдорсервис», а заказчиком – жэк того или иного района.
Какие машины бесхозные?
Прежде всего, жэки обращают внимание на те автомобили, которые много месяцев, а иногда и лет стоят невостребованными – то есть на них никто не ездит. Часто на таких машинах нет номерных знаков. В бесхозные могут записать и авто, в которых явно не хватает жизненно важных узлов и агрегатов (например, всех колес или двигателя). «Показанием» к эвакуации служит и отсутствие талона техосмотра на лобовом стекле полуразвалившегося автомобиля. Могут попасть в разряд беспризорных вполне «дееспособные» машины, стоящие несколько месяцев в местах, где они мешают проезду транспорта – например, на узких улицах, в маленьких дворах. В 2003 году жэки подали заявки на эвакуацию 267 машин. 76 были эвакуированы. У остальных нашлись хозяева, которые убрали автохлам со дворов.
Стоит ли забирать назад?
Плата за работу эвакуатора составляет 6,26 грн. за 1 км. Так что если на Молодогвардейскую, 9 (в районе Севастопольской площади) автомобиль привезли, скажем, с Троещины, то такая услуга обойдется дороговато – порядка 250 грн. Если же владелец не сразу узнал о том, что его машину увезли, а, допустим, через месяц (был в командировке), то к плате за эвакуацию прибавится стоимость стоянки – 17 гривен за первые сутки и по 10 за все последующие. То есть за месяц «набежит» еще 307 гривен, за три месяца – больше тысячи, а за год – посчитайте сами.
Для того чтобы забрать машину, нужно иметь с собой техпаспорт и собственный паспорт. Автомобиль возвращают после оплаты услуг по эвакуации и парковке. Впрочем, то ли из-за высокой стоимости эвакуации, то ли по причине того, что брошенные во дворах машины действительно не нужны своим владельцам, «востребованы» всего 10% эвакуированных авто.
Когда возврата уже нет
Через год, если за машиной так и не пришли, она отправляется в металлолом. К тому времени автомобиль уже является государственной собственностью, поэтому разрешение на его утилизацию выдает налоговая инспекция того района, откуда машину забрали. При этом составляется специальный акт, без которого автомобиль неприкосновенен.
Деньги за металлолом перечисляются в бюджет района. «Автолом» у «Киевдорсервиса» покупает предприятие «Вторчермет». За тонну металлолома оно выплачивает 698 грн. Чтобы получить такую сумму, нужно сдать 2-3 больших «легковушки». В прошлом году предприятие отправило в металлолом 94 бесхозные машины, подобранные в 2001-2002 гг. Получилось 44,6 тонны сырья.
Впрочем, не все так просто. Чтобы сдать машину в утиль, ее нужно полностью «раздеть». То есть вытащить салон, снять все резиновые детали, вынуть стекла. Этим также приходится заниматься сотрудникам отдела утилизации, иногда – после работы или в выходные. Чтобы очистить автомобиль от лишних комплектующих, потребуется около двух дней. Кстати, в отличие от кузовов, утилизировать стекла, рваные салоны и покрышки автомобилей в Киеве и даже за его пределами никто не хочет. Куда девать весь этот хлам – пока непонятно. Сейчас он покоится там же – на кладбище брошенных авто.
Сколько нужно эвакуаторов?
В Варшаве бесхозным и неправильно припаркованным автотранспортом занимаются 18 эвакуаторов, в Минске – 24. В Москве их 128, а утилизацию контролирует мэр российской столицы. Правда, и брошенных машин там больше – только в прошлом году в Белокаменной утилизировано 24,6 тыс. автомобилей. В Киеве же есть только один эвакуатор, и он, кроме брошенного, забирает еще и неправильно припаркованный транспорт. Правда, киевская горгосадминистрация уже подписала распоряжение «О мерах по уменьшению заторов на дорогах и улицах г. Киева», для реализации которого выделила 3 млн. гривен на закупку эвакуаторов (подробнее – «АЦ» № 35’2004).
Грузовики увозить нечем…
Брошенных грузовых машин в каждом районе около 50, но в Киеве пока нет эвакуатора соответствующей мощности. И это настоящая проблема, ведь именно грузовики – самая большая помеха движению остального транспорта. Например, на узенькой улице Волгоградской почти два года стоял большой прицеп от фуры, а по бокам две легковушки – чтобы прицеп не забрали. Хозяин долгое время отказывался убрать транспортное средство. В результате рядом с ним случилась авария, однажды не смогли проехать пожарные, было несколько жалоб от жильцов. Только недавно, в июле, владелец забрал свое имущество.
Можно подать в суд
Если хозяин автомобиля не желает платить деньги за эвакуацию и хочет, чтобы ему вернули машину, он может подать в суд на организацию, которая эвакуировала автомобиль. Ведь авторазвалюха, как-никак, частная собственность, а значит, права на владение ею охраняются Конституцией: статья 41 Основного закона гласит: «Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью… Никто не может быть противоправно лишен права собственности». Именно на эту статью и ссылаются люди, подающие на «Киевдорсервис» в суд. Было уже семь процессов с участием собственников «автотрупов». Шесть из них выиграло коммунальное предприятие. Начальник отдела утилизации Юрий Фафлей комментирует: «Когда судья говорит о праве собственности, я предлагаю ему дочитать статью 41 Конституции до конца. Дальше в ней сказано, что «использование собственности не может приносить вред правам, свободам, чести граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию…». А ведь брошенный автомобиль – это и есть угроза здоровью граждан и экологии.
Утилизировать самим
Если у отечественного владельца старого автомобиля появится желание утилизировать машину самостоятельно, (например, надоест платить транспортный сбор), он вполне может проинициировать этот процесс. Для этого нужно написать соответствующее заявление на имя директора «Киевдорсервиса» Василия Александровича Стуса (тел. 248-12-96). В заявлении должны быть указаны марка и модель машины, а также адрес, по которому она находится. Заплатить при этом придется только за услуги эвакуатора – 6,26 грн. за 1 км.
Забирают не всегда | |
| |