
От Laurin & Klement до SKODA: как менялся логотип компании
Ровно 130 лет назад в далеком 1895 году два молодых человека – Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент – решили объединить свои усилия и организовать производство велосипедов в городе Млада-Болеслав. Свою фирму предприниматели назвали без особых претензий – Laurin & Klement, или сокращенно, – L&K.
Будучи оба завзятыми велосипедистами, Лаурин и Клемент решили начать совместный бизнес с выпуска надежных и недорогих велосипедов, которые могли бы прославить не только их имена, но и любимую ими Чехию. Для своего велосипеда выбрали звучное и патриотичное название Slavia. В 1899 году под маркой “Славия” стартовало производство мотоциклов, а в 1905 году компания представила первый автомобиль марки Laurin & Klement.

Логотип Slavia (1895-1905)
Велосипеды и мотоциклы под брендом Slavia выпускались на предприятии Laurin & Klemen в Млада-Болеславе с 1895 и 1899 года соответственно. Их украшал логотип в виде колеса с листьями липы, которые символизировали славянские народы. Стилистика и типографика фирменной эмблемы со временем несколько раз менялась.

Логотип L&K (1905-1925)
Начало производства автомобилей в 1905 году ознаменовало появление нового круглого логотипа с инициалами L&K, дополненного лавровым венком по периметру в честь многочисленных побед в спортивных соревнованиях.

Логотип L&K (1905-1925)
Каллиграфическая надпись Laurin & Klement, перекликающаяся с элегантностью стиля ар-нуво, использовалась до конца 1920-х годов.

Напдись Laurin & Klement использовалась на автомобилях до конца 1920-х годов
Символ скорости и прогресса
15 декабря 1923 года торговая марка Skoda со стрелой была официально зарегистрирована на компанию, которая не была производителем автомобилей из Млада-Болеслава. Это был новый логотип инжиниринговой фирмы Skoda Works из Пльзеня. Также компания запатентовала альтернативный вариант с пятью перьями и интегрированной надписью Skoda. Это был результат более чем годового поиска подходящей торговой марки, который начался с публичного тендера. Среди примерно трехсот дизайнов победил вариант, напоминающий голову индейского вождя с головным убором из перьев. Имя дизайнера логотипа, вероятно, навсегда останется загадкой; возможно, это была коллективная работа, постепенно дорабатываемая различными отделами компании. Уменьшение числа перьев, которые как бы удерживают стрелу в полете, с пяти до трех было обусловлено тем, что новый товарный знак должен был быть четким независимо от размера. По этим причинам слово Skoda в финальном варианте также было исключено.

Эволюция и происходение эмблемы “крылатой” стрелы
После объединения с машиностроительным концерном Skoda продукция под маркой L&K некоторое время еще использовала двойное название Laurin & Klement Skoda, но после 1926 года автомобили уже украшала исключительно символика Skoda. Первый логотип имел форму овала синего цвета. От прежнего логотипа L&K он унаследовал лавровые ветви в честь спортивной славы марки. Эмблема со знаменитой крылатой стрелой впервые была использована на автомобилях в 1926 году.

Логотип Skoda (1926-1933)
Зеленый вместо синего
Когда автомобильная компания Skoda стала частью Volkswagen Group в начале 1990-х годов, графическая концепция логотипа изменилась. Первоначальные синий и белый цвета использовались в печатных материалах компании до конца 1992 года, а в качестве эмблемы на автомобилях – до 1995 года.
В декабре 1992 года товарный знак был изменен: синий цвет был заменен зеленым, а название Skoda появилось в ободе круга с новым шрифтом. Слегка измененная форма была применена в качестве эмблемы на модели Felicia, которая в то время все еще находилась в разработке. Эмблема, используемая на автомобилях, также включала лавровый венок, отсылающий к богатым спортивным традициям компании и историческим вариантам логотипа Laurin & Klement.

Логотип Skoda (1926-1995)
Третьего марта 2011 года на престижном Женевском автосалоне были представлены не только новые продукты в линейке Skoda. Компания отпраздновала 110-ю годовщину своего успешного участия в автоспорте, представив модель Fabia Monte Carlo, которая впервые приняла участие в одноименном ралли в январе.

Логотип Skoda Auto (1995-2011)
Еще одним объектом внимания стал концепт Vision D, первая демонстрация тогда еще новой стилистики бренда с четкими, чистыми линиями и новым логотипом. Зеленый оттенок крылатой стрелы был изменен на более светлый, названный Skoda Green, с тонким хромированным кругом по бокам. Кроме того, в соответствии с трендами, логотип использовал эффект объемного изображения с тенями и растяжками. С 1 марта прежний логотип был заменен новым на головном заводе в Млада-Болеславе, а на следующий день — в филиалах в Квасинах и Врхлаби. С 2012 года новый логотип начали использовать в автомобилях марки – на решетке радиатора, колесах и руле.

Логотип Skoda (2011-2016)
В 2011 году под слоганом «Новая энергия Skoda» (The New Power of Skoda) компания представила основные элементы своего обновленного корпоративного дизайна, отличительными чертами которого стала новизна и продуманность до мельчайших деталей. Традиционный логотип с крылатой стрелой обрел новый цветовой спектр, который сделал его еще более выразительным и четким.
Логотип эпохи цифровых технологий
В дополнение к круглому логотипу с крылатой стрелой, который использовался с 2011 года, начиная с 2018 года на задней части автомобилей появилась надпись Skoda. Летом 2022 года эта надпись стала основным средством коммуникации. Чтобы сделать надпись более выразительной был разработан оригинальный шрифт с оригинальным написанием букв. Например, диакритический знак, называемый гачек (чеш. háček), который стоит над буквой S, интегрирован в нее.

Новая символика бренда c 2011 года
Символ крылатой стрелы, в соответствии с современными тенденциями отказа от объемных изображений логотипов, был упрощен и теперь выполнен плоским. Новая идентичность бренда также включает два новых оттенка зеленого, “изумрудный” и “электрический зеленый”.
Видео: как менялась эмблема марки


















