Еще в 1998 году в Украине, на авторемонтном заводе в нынешнем городе Каменское (ранее – Днепродзержинск) начался выпуск автобусов малого класса, разработанных львовским ООО “НТЦ Автополипром”. Поскольку дело было в Днепропетровской области, то неудивительно, что этим машинам дали и соответствующее имя собственное – «Дніпро». Получили они и стандартный индекс – ДАЗ-3220.
И вот что интересно: в отличие от других многочисленных автобусов на шасси ГАЗ, которые в свое время выпускались разными предприятиями, двигатель здесь был не карбюраторный, как у других, а турбодизель, да еще воздушного охлаждения.
На вулицях Києва. Фото автора
Это был агрегат ГАЗ-544.10 мощностью 116 л. с. Наряду с этой моделью было выпущено и немного машин ДАЗ-3221 – с бензиновым «газоновским» мотором. Оба автобуса имели длину 7030 мм и являлись пригородными. Общая пассажировместимость составляла 33 чел., а мест для сидения было 23+1. Максимальная скорость составляла не менее 90 км/ч.
Всего в 1998 – 2003 гг. было выпущено до ста автобусов марки ДАЗ. Большинство из них использовались как служебные или специальные, но некоторые работали и на маршрутах.
На приколі в одному столичному дворі, 2021 р. Фото автора
На сегодняшний день этих автобусов осталось лишь несколько штук. Один из них принадлежит Центру социальной поддержки детей, семей «Наша семья». Он отличается броской раскраской и нестандартной, двустворчатой дверью в задней стенке.
На приколі в одному столичному дворі, 2021 р. Фото автора
И еще одно. На выставке «Агро-1998» в с. Чубинское под Киевом был представлен не только ДАЗ-3220, но и еще один интересный автобус этого предприятия, тоже с дизелем. Это была городская машина малого класса – ДАЗ-3240 «Дніпро», разработанная львовским ООО “НТЦ Автополипром”.
ДАЗ-3220 „Дніпро” на виставці “Агро-1998”. Фото Леоніда Гоголєва
Шасси для него взяли уже зарубежное – IVECO Turbo Daily. Рядный 4-цилиндровый турбодизель модели 8140.27 имел жидкостное охлаждение и развивал 130 л. с. Контрольный расход топлива составлял 16 л на 100 км.
Автобус длиной 6080 мм имел 13+1 мест для сидения, а всего мог перевозить 22 – 30 пассажиров. К сожалению, эта разработка так и осталась опытной – из-за импортного шасси автобус получился дороговатым.
ДАЗ-3240 „Дніпро” на виставці “Агро-1998”. Фото Леоніда Гоголєва
Как сложилась дальнейшая судьба Днепродзержинского авторемонтного (с 2001 года автобусного) завода? В 2003 году он перешел под крыло ЗАО «Львовский автобусный завод» и стал его филиалом. Здесь в небольшом количестве стали изготавливать устаревшие автобусы ЛАЗ-695 в модификациях Н, НГ и Д.
В 2008 году в условиях тогдашнего экономического кризиса предприятие прекратило выпуск автобусов и возобновило его лишь в 2011 году. А на следующий год 2012 здесь собрали восемь низкопольных автобусов CityLAZ 12 и пять автомобилей скорой помощи на шасси Renault Master.