X

Как улучшить свет фар: “Автоцентр” тестирует LED-лампы.

LED-лампы – эффективный и несложный способ сделать свет старых фар ярче. Но только при условии, что это качественные фирменные светодиоды, а не дешевые китайские no name. Автоцентр протестировал комплект LED-ламп на автомобили с фарами, созданными под галогенки распространенного формата Н7.

На авторынках, в магазинах и в интернете можно обнаружить множество светодиодных лампочек, предназначенных для обычных фар с галогенными лампами типа Н4, Н7 и других форматов. Производители и продавцы обещают “улучшение” оптики за счет более мощного луча, экономию горючего из-за меньшего потребления тока и длительного срока службы.

Но на деле почти все они, за редким исключением, действительно непригодны для использования. Точнее, несколько побочных выгод они могут и обеспечат, но главную функцию – эффективное и нормированное освещение дороги – нормально выполнять не будут. Более того, могут в этом вопросе даже вредить.

LED-чипы, не предназначенные для автомобильного освещения, имеют слишком большие размеры, в результате чего источник излучения не попадает в фокус отражателя и фара не может сформировать правильный безопасный луч.

Светодиоды Philips Lumileds имеют одинаковые размеры с нитями накаливания галогенки и располагаются на лампе в тех же местах – в этом секрет безопасности и эффективности LED-ламп от Philips.

Причем, строго говоря, вины производителей здесь и нет: все легко объясняется принципиальными отличиями ламп накаливания (галогенок) и источников света с LED-элементами. Удивительно другое: как буквально двум-трем производителям в мире таки удается создать LED-лампы, которые проходят сертификацию на использование в стандартной “галогеновой” оптике.

Почему нельзя покупать дешевые LED-лампы для авто

Автомобилисты, которые решаются приобрести светодиодные лампочки для своих старых “галогенных” фар, вместо хорошего освещения сплошь и рядом получают целый букет сюрпризов:

  • Фары плохо освещают дорогу. При этом свет может стать ярче, чем было, но луч не будет попадать на дорогу перед машиной;
  • Фары ослепляют встречных, а то и попутных водителей;
  • Лампы (или сначала одна) уже через несколько месяцев типовой эксплуатации начинают тускнеть, мерцать или просто гаснут.

Почему так происходит всегда или почти всегда? Самый первый секрет в том, что LED-чип с яркой интенсивностью свечения, в отличие от слабых сигнальных светодиодов, является продуктом высоких технологий. И его очень сложно сделать одновременно и ярким, и долговечным и со стабильными характеристиками. Но подчеркнем, что это проблема только LED-элемента, а есть еще проблемы лампы, которую на основе этого чипа составили.

Почему проблемные светодиодные автолампы

Тот, кто в детстве хотя бы раз разбирал (или ломал) карманный фонарик, знает основное правило элементарной физики: лампочка должна быть расположена в строго определенной точке оптики – будь то фонарик или фары. Если ее сместить назад-вперед или влево-вправо относительно центра зеркала-рефлектора, освещение сразу принципиально ухудшится. Луч изменит направление, пятно света на освещаемой поверхности уменьшится, яркость освещения этого пятна тоже может ухудшиться.

Объясняется это просто: источник света должен находиться в фокальной точке оптической системы, в которой он работает. Уточним, что в автомобильных фарах с достаточно точной оптикой значение имеет не просто расположение лампы как таковой, а расположение в фокальной точке именно источника света – то есть раскаленной спирали галогенки.

И хотя производители-кустари уже научились размещать LED-чип более-менее правильно в корпусе своей лампы, это не помогает ей работать в “галогенной” фаре так, как это делает ее родная лампочка-галогенка. Дело в том, что сам LED-элемент по своей геометрии не похож на спираль галогенки – и этого достаточно, чтобы полученная гибридная оптическая система не освещала дорогу и ослепляла других водителей.

Какие LED-лампы для авто можно покупать

К счастью, есть как минимум два европейских производителя, которые научились производить LED-элементы с характеристиками и габаритами, как в спирали штатной галогенной лампы. И научились соответствующим образом этот светодиодный элемент размещать в корпусе лампы так, чтобы он попадал в фокальную точку стандартной фары, созданной под галогенную лампу. Один из этих производителей – компания Philips, чья продукция широко представлена ​​в Украине. Ее “светодиодное” подразделение Lumileds разработало высококачественный полупроводниковый источник света – LED-чип, специально рассчитанный на автомобильную светотехнику, в том числе и для OEM-поставок.

Этот чип – главное, что позволяет безоговорочно заменять обычные светодиодные лампы без нарушения светораспределения классических “галогенных” фар. Именно LED-чип Philips полностью соответствует спирали “галогенки”, но дает более яркий свет приятного “дневного” оттенка – не такого желтого, как привычная галогенная лампочка накаливания.

Каковы правильные LED-лампы для фар

”Автоцентр” не так давно мог убедиться, насколько справедливо это утверждение относительно LED-лампы Philips Ultinon Pro9100 HL. Мы провели сравнительные тесты этих ламп в типоразмере Н4 на автомобили Kia Cerato, подкрепленные инструментальным контролем – прибором-люксометром Uni-T UT383 и контрольно-регулировочным стендом Bosch EFLE 61. О результатах можно почитать в нашей прошлой статье, но коротко скажем, что тогда наши ожидания были оправданы.

В этот раз мы провели испытание подобных ламп от Philips на более сложном авто – Seat Leon 2005 г.в., который имеет отдельные лампы на ближний и дальний свет. Для этого взяли LED-лампы другой модели – Philips X-tremeUltinon LED gen2 в типоразмере Н7.

Новые лампы встали на места в фарах без переработок и осложнений. Более того, не пришлось даже подстраивать угол расположения головной части относительно цоколя (предусмотренный производителем регулятор остался на нуле). Это говорит о высокой точности изготовления выбранных ламп – ну и о качестве “сеатовских” фар тоже.

Подходят ли LED-лампы для “галогенных” фар

Заменив старые “галогенки” в фарах Seat Leon светодиодными лампами Philips X-tremeUltinon LED gen2, мы должны были убедиться, что X-tremeUltinon LED gen2 действительно формирует правильный луч в фаре, созданной когда-то под лампу типоразмера Н7. Популярный у украинских сервисменов прибор Bosch EFLE 61, который мы обнаружили на ближайшей киевской СТО, показал, что после замены родных ламп светодиодными от Philips фары регулировки не нуждаются.

Светотеневой предел луча на своем месте, и четкий, то есть фара не будет ослеплять встречных водителей. Самое яркое пятно тоже на месте – в центре экрана прибора; помимо прочего это значит, что освещение дороги будет максимально эффективным.

Таким образом, все хорошо: светодиодные лампы Н7 от Philips подходят к фарам, рассчитанным на галогеновые лампочки. Так что мы перешли ко второму этапу тестирования – измерение уровня освещения дороги.

Как мы тестировали LED-лампы Philips X-tremeUltinon LED

Методика тестов уже отработана нами на прошлых испытаниях: с помощью люксометра Uni-T UT383 мы сравним освещение на дороге впереди автомобиля “до” и “после” замены.

Эту часть проверки выполняли на участке асфальтовой дороги, установив наш Леон перед линейкой из десяти полосатых конусов. Первый был в 10 м от машины, каждый последующий – дальше с шагом 5 м друг от друга. Последнюю десятую фишку отнесли на 75 м, чтобы узнать, где окончательно теряется луч.

И включив ближний свет, люксметром определяли освещенность асфальта у каждого конуса – на первом этапе с галогенками в фарах, на втором – с установленными вместо них LED-лампами.

На отметке последних двух конусов замерялась также освещенность правой обочины. Это помогло понять, насколько далеко водитель может увидеть, например, человека или животного, стоящего вне проезжей части – и, возможно, собирается перебегать дорогу прямо перед машиной. Итоги замеров были занесены в таблицу.

Автолампы LED или галогенки: что лучше

Следует сказать, что старые фары Леона с родными галогенками не казались владельцу машины катастрофически слабыми. Ведь, несмотря на возраст, немецкое качество и технологии VAG позволяли фарам сохранить работоспособность на высоком уровне. И тем не менее, разница с обновленным диодами вариантом была заметна даже “на глаз” и оказалась поразительной по показаниям приборов.

Соответственно, общая тенденция не изменилась: на большем расстоянии разница освещаемости дороги становилась более значительной – то есть улучшалось освещение именно там, где при галогенках оно было самым слабым.

Конечный вердикт “Автоцентра”

Для нас и раньше не было секретом, что LED-лампы головного света могут быть ярче классических галогенок. Но мы уже вторично убедились в том, что они могут полностью – и без отрицательных побочных эффектов – заменить собой лампы старого типа в фарах, созданных именно для галогенок. Дорога перед машиной освещается лучше, других участников движения фары не ослепляют.

Не понравилось

– Как и многие другие автомобили, Seat Leon второго поколения имеет систему предупреждения о перегорании ламп. Поскольку LED-лампа потребляет в два-три раза меньший ток, система не воспринимает ее как работающую и зажигает тревожный сигнал на приборной панели. Владельцу придется ставить небольшой эмулятор, который будет “обманывать” систему и погасит лампочку.

– Цокольная часть лампы слишком массивная. Может быть, что на некоторых моделях машин задняя крышка фары не закроется и придется как-то ее дорабатывать;

– Цена LED-ламп значительно выше лучших галогеновых. Но стоит учесть, что вместо этого светодиоды позволят улучшить свет без дорогостоящего переоборудования оптики (установка линз, штатного ксенона).

Понравилось

– Новые LED-лампы установились в фары авто без дополнительных действий, задняя крышка фары закрылась штатно – при том что выбранная модель лампы не самая компактная в линейке производителя;

– Поверхность дороги освещается лучше, даже при том, что и до замены фары испытуемого Seat Leon неплохо выполняли свою работу;

– LED-лампы Philips X-tremeUltinon LED дают не желтоватый, как у “галогенок”, а более приятный “дневной” свет. Для понимания: указанная на упаковке цветовая температура – ​​5800 К;

– LED-лампы Philips сертифицированы для использования в “галогеновой” оптике в 7 странах Евросоюза (Германия, Австрия, Франция, Чехия, Испания, Люксембург и Хорватия). Это означает не только то, что на машине можно будет без опасений ездить по этим странам, но и надежду, что когда-нибудь подобное признание LED-лампы для фар получат и в Украине.

В заключение, вероятно, стоит добавить еще один фактор, о котором мы часто забываем, выбирая светодиодные лампы для неновых “галогеновых” фар. Только качественные лампы от известного производителя с мировым именем прослужат столько, сколько вообще служат адекватные LED-источники света – до 5000 часов. По крайней мере именно столько работают светодиодные лампы головного света от Philips, что подтверждается также, в зависимости от модели, 2-5-летней гарантией. Для сравнения – обычные галогеновые лампы редко служат более 400 часов.