X

Подъемник: Атланты автосервиса

Автомобильный подъемник – одна из основных составляющих любой СТО. Его приобретение – все равно что пошив костюма по индивидуальному заказу. Поэтому при выборе подъемников следует обращать внимание не только на их характеристики, но и на размеры и формы помещений, где они будут устанавливаться, и даже на эстетические предпочтения клиентов и владельцев станции.

Автомобильный подъемник – одна из основных составляющих любой СТО. Его приобретение – все равно что пошив костюма по индивидуальному заказу. Поэтому при выборе подъемников следует обращать внимание не только на их характеристики, но и на размеры и формы помещений, где они будут устанавливаться, и даже на эстетические предпочтения клиентов и владельцев станции.

Автомобильный подъемник – одна из основных составляющих любой СТО. Его приобретение – все равно что пошив костюма по индивидуальному заказу. Поэтому при выборе подъемников следует обращать внимание не только на их характеристики, но и на размеры и формы помещений, где они будут устанавливаться, и даже на эстетические предпочтения клиентов и владельцев станции.

Вэтом материале мы расскажем о подъемниках четырех основных типов: двухстоечных, четырехстоечных, ножничных и плунжерных.

Классика жанра

Двухстоечные подъемники можно назвать самым распространенным «одеянием» любой СТО. Это объясняется доступностью их цены, а также функциональными возможностями – они обеспечивают свободный доступ ко всем узлам со стороны днища плюс вывешивание колес автомобиля. Последнее необходимо при работе с тормозными механизмами и подвеской. Кроме того, на двухстоечных подъемниках можно проводить обслуживание двигателя, ремонт выхлопной системы и т. д.

Для легковых автомобилей и «паркетников» подходят модели грузоподъемностью 3-3,5 т, для тяжелых внедорожников, легких грузовиков, минивэнов – 3,5-4,5 т, для длиннобазных и бронированных авто – 5-5,5 т. В самой же группе «двухстоечников» существует масса различий и особенностей. Первый признак – механизм подъема (привод): электромеханический или электрогидравлический.

Самые простые и, соответственно, недорогие двухстоечные электромеханические подъемники имеют одномоторную конструкцию.

В процессе работы такого подъемника в контакт с днищем автомобиля входят специальные «подушки», размещенные на концах телескопических опорных лап. Сами лапы консольно крепятся к подвижным кареткам механизма подъема. Каретка каждой стойки связана с парой винт – гайка (вертикально вращающийся внутри стойки червячный вал, вдоль которого перемещается гайка). Двигатель на одной из стоек приводит в движение червячные валы, поднимая либо опуская автомобиль. Долговечность работы подъемника зависит от качества исполнения пар винт – гайка, а также способа передачи усилия на вторую стойку.

Крутящий момент на вал второй стойки может передаваться с помощью ременной, цепной или карданной передачи. Цепь, а тем более ремень, имеют свойство растягиваться и загрязняться. Поэтому вариант с «карданом» более надежный и распространенный. Такой привод состоит из пары угловых редукторов, конические шестерни которых вращаются в наполненных маслом герметичных корпусах. Элементы передачи усилия спрятаны в напольный или углубленный в пол короб. Выступающий напольный короб несколько затрудняет закатывание автомобиля перед установкой на подъемник, мешает передвижению сотрудников и технологического оборудования (например, установок для сбора отработанного масла, трансмиссионных стоек и т. д.), а углубленный в пол требует дополнительных работ по установке подъемника.

Синхронизация подъема в двухмоторных электромеханических устройствах, где каждую стойку обслуживает отдельный двигатель, осуществляется с помощью гибкого троса, который вращается в П-образном кожухе верхнего расположения (механическая синхронизация), либо посредством электронного управления частотой вращения моторов. В отличие от предыдущего варианта, подъемники данной конструкции могут развивать усилие до 5 т и не имеют напольной «перемычки» между стойками («чистый пол»).

Двухстоечные электрогидравлические подъемники не имеют в своих узлах нагруженных трущихся поверхностей и потому значительно надежнее и долговечнее электромеханических, но из-за наличия прецизионных деталей на 15–20% дороже. Впрочем, переплачивать есть за что: у них большая грузоподъемность при меньшей мощности электропривода, высокое быстродействие (время подъема на максимальную высоту), меньший уровень шума.

Рабочий механизм гидравлики – это расположенный в одной стойке и связанный с кареткой гидроцилиндр, приводимый в действие электрическим насосом. Более совершенные электрогидравлические подъемники имеют по гидроцилиндру на каждую стойку.

Важный момент – способ расположения опорных телескопических лап (захватов): симметрично или асимметрично. Асимметричное исполнение вместе с развернутым расположением стоек более удобно – можно открывать двери в процессе обслуживания машины. Тем не менее, учитывая развесовку и нагрузки, для работы с автомобилями весом от 4 т лучше применять симметричные конструкции.

Подъем с четырех

Четырехстоечные подъемники обладают большей грузоподъемностью, чем двухстоечные, но почти на треть дороже последних. К тому же, их внушительные габариты «съедают» часть производственных площадей. Такие устройства применяют на постах регулировки углов установки колес, а также при работах с длиннобазными и бронированными автомобилями.

Такие подъемники оснащают платформой, которая состоит из двух трапов, соединенных поперечной балкой. Въездные рампы на трапах платформ в рабочем положении подъемника выполняют роль противооткатных упоров. В зависимости от предназначения трапы могут быть прямыми или с выемками под развал-схождение. Они существенно отличаются между собой как по цене, так и по функциональности.

«Четвероногие» подъемники для регулировки развала-схождения должны иметь специальные выемки для оснащения трапов поворотными кругами и подвижными платформами под задние колеса авто. Также следует предусмотреть дополнительный встроенный подъемник для вывешивания колес. Необходимость в нем не возникнет только в случае использования стендов для регулировки углов установки колес последнего поколения (3D-технология).

Большинство «четырехстоечников» имеют электрогидравлический привод с одним рабочим гидроцилиндром, расположенным под платформой. Электромеханические конструкции практически не встречаются на рынке из-за сложности системы синхронизации подъема.

Стильные и сильные

Ножничные подъемники – современная и прогрессивная техника. Основой их конструкции являются одна или две Х-образные секции и платформы (короткие или длинные). Длина платформ определяет способ постановки, крепления и подъема на них автомобиля – за днище или под колеса. В нерабочем состоянии «ножницы» складываются вровень с полом, что дает значительную экономию производственных площадей. Сервис-центр, оснащенный такими подъемниками, выглядит очень стильно. Но несмотря на все плюсы ножничных установок, ими, как правило, оснащаются участки приемки автомобилей в ремонт, пост электрика, а также участок антикоррозионной защиты кузова. Хотя спектр возможностей «ножниц» значительно шире. К примеру, оснастив ножничные версии с длинными платформами поворотными кругами, скользящими платформами, траверсами и независимыми ножничными мини-подъемниками, можно использовать их на постах регулировки развала-схождения.

Подъемный «бизнес-класс»

Надежность, удобство работы, привлекательный внешний вид плунжерных подъемников – вне конкуренции. Их распространение на рынке сдерживают цена и сложность установки.

«Невидимая» составляющая подъемника спрятана в полу на глубине не меньше 2,7 метра и представляет собой коробчатую кассету, в которой находятся электрический гидронасос и подвижные плунжерные стойки. Плунжерные телескопические гидроцилиндры являются основными подъемными единицами таких устройств. «Видимые» подвижные части стоек увенчаны специальными съемными захватами, как у двухстоечных подъемников, либо универсальными платформами с трапами разнообразных конструкций (под пороги, под раму и т. д.).

Плунжерные подъемники достаточно универсальны. К примеру, комбинированные со вспомогательными платформами позволяют оперативно поднять автомобиль на основной платформе, а после проведения осмотра сразу же вывесить все четыре колеса. Так, не тратя времени на переналадку, за один подъем можно выполнять различные операции как на легковых авто с несущей конструкцией кузова, так и на машинах рамной конструкции (внедорожниках, минивэнах, легких грузовиках). Есть и одноплунжерные подъемники для автомоек. Специальные устройства для постов регулировки углов установки колес оснащаются стойками, которые «следят», чтобы автомобиль находился параллельно поверхности при выполнении работ.

 Комментарий эксперта 

Андрей Марченко
Редактор журнала «Спец.», компания «Автомеханика»

Подъемники различных конструкций стоят практически во всех ремонтных зонах и на постах станций технического обслуживания автомобилей. Выбирая это оборудование для комплектации нового сервисного центра, производственного участка уже существующего СТО либо модернизации небольшой мастерской, нужно помнить, что от него зависят возможности и перспективы предприятия. Важно не допустить ошибок на начальном этапе и учесть как собственные потребности, так и характеристики оборудования.