Рама «с нуля»
| |
Полностью самодельный
кузов в наше время – редкость, поскольку конструкторы-любители теперь
имеют возможность применять готовые кузовные детали от «списанных в утиль»
машин. Отпала необходимость вручную изготавливать такие технологически
сложные детали, как двери и рамки стекол. Одна из самых свежих и ярких
работ «самавто» – автомобиль «Мираж-2» Юрия Солохи из г. Красноармейска
Донецкой области – базируется на фрагментах кузова Ford Capri (подробнее
о его машине мы расскажем в одном из ближайших спецвыпусков «Звук и Тюнинг»).
Однако старые кузова достаются «самодельщикам» в плохом состоянии, поэтому
может возникнуть необходимость в их усилении путем вваривания пространственной
рамы, которая и становится основным несущим элементом.
Правильный расчет пространственной конструкции в условиях СТО невозможен,
так как это чрезвычайно сложная процедура. Возможно, соорудить какую-то
раму сварщики и смогут, но она как минимум не будет соответствовать всем
требованиям пассивной безопасности. Без предварительных испытаний нельзя
сделать кузов по-настоящему неравнопрочным – с неразрушаемой капсулой
салона и сминаемыми передней и задней зонами, которые поглощают энергию
удара в случае столкновения. Кроме того, недостаточная прочность может
привести к нарушению геометрии шасси, разрушению кузова и даже аварии,
а чрезмерный запас прочности чреват переутяжелением.
Поэтому более целесообразно использовать силовой каркас несущего кузова
от какого-либо стандартного автомобиля, при необходимости усиленный дополнительными
вставками. Возможна также комбинация частей нескольких кузовов – как это
сделано, например, на ЗАЗ-965 Александра Якубчука из Запорожья («АЦ» №
46’2003), в котором объединены фрагменты несущих конструкций «Таврии»
и Opel Ascona. Естественно, автомобиль-«донор» должен соответствовать
создаваемой машине по классу.
Применение несущей конструкции спортивного автомобиля осложняется отсутствием
на нем рамы как таковой – и раллийные, и кольцевые, и кроссовые машины
имеют несущий кузов, усиленный в некоторых местах и снабженный каркасом
безопасности. Исключение – багги и «формульные» автомобили, где несущим
элементом служит рама. Но заимствовать ее не стоит, поскольку легковая
машина принципиально отличается по компоновке.