В протистоянні технологій порівнюємо характеристики та вартість експлуатації сучасних бензинових та дизельних двигунів однакового обʼєму на прикладі Volkswagen Touareg.
Вот как оно бывает: кажется, еще вчера дизель был лучшим выбором для семейного автомобиля и рабочей лошадки предпринимателя, а сегодня его чаще всего можно увидеть под капотом премиальных Audi, BMW, Mercedes и, скажем, солидного Volkswagen Touareg. Почему внезапно дизель так поднялся в статусе?
Дизельных модификаций в каталогах ведущих автопроизводителей становится все меньше, есть целые классы, где их не стало совсем. В чем дело? Неужели экологи, электромобили и даунсайзинг сделали свое “зеленое” дело?
В чем секрет дизеля
Дизельный двигатель давно отметил свой век, но все также удачно использует свое главное преимущество. За счет высокой степени сжатия в цилиндрах эти моторы обладают высокой эффективностью – то есть высоким коэффициентом полезного действия и соответственно низким расходом топлива. Кроме того, дизель отличается характерным поведением: в отличие от бензиновых моторов, которые для активного ускорения приходится “крутить”, дизель хорошо тянет на малых оборотах. Это облегчает, например, езду в городе, движение по тяжелым путям, в горах, да и просто при ежедневной эксплуатации автомобиля с большой нагрузкой.
После широкого внедрения турбонаддува и топливной системы с электронным управлением лучшие качества дизелей вышли на новый уровень. Наддув опустил полку крутящего момента в зону низких оборотов, и без того большого именно “на низах”. С тех пор легковушки с дизелем стали по-настоящему динамичными, его начали устанавливать на топовые комплектации дорогих моделей и даже спортивные модификации.
3.0 V6 TDI
Одновременно дизели получаются более надежными и долговечными, чем бензиновые моторы, так как не имеют сложной и капризной системы зажигания. Вдобавок их основные детали сделаны с большим запасом прочности, потому что того требует более высокая степень сжатия – а значит, при правильном конструировании они служат дольше.
Революционное улучшение характеристик принесла топливная система Common Rail. Электроника и быстродействующие форсунки научились разбивать каждую порцию горючего на 5 – 7 впрысков на одном такте. Это сделало жесткую работу дизеля мягче, лишив дизель одного из его существенных недостатков – чрезмерного шума и вибраций.
Так, трудяга-дизель постепенно превратился в модный высокоэффективный двигатель для статусных и премиальных моделей. Одна из таких – Volkswagen Touareg, недавно появившийся в обновленной версии третьего поколения в украинских автосалонах.
Две комплектации и три мотора
Все мощные внедорожники высшего сегмента от уважаемых немецких брендов – Audi Q8, BMW X5, Mercedes GLE, Volkswagen Touareg – обязательно имеют в моторной линейке дизельный двигатель. В “Туареге” он доступен в обеих комплектациях – R-Line Platinum и R-Line Platinum+. Дизельный двигатель фактически один, но благодаря разным настройкам есть два варианта отдачи – на 231 л.с. и 286 л.с. с соответствующей разницей во крутящем моменте: 500 и 600 Нм.
Интересно сравнить характеристики бензиновых и дизельных силовых агрегатов. Тем более что в Touareg для украинского рынка все ДВС представлены, так сказать, в классическом чистом виде, без утяжеления гибридной установкой типа MHEV. Отметим, что оба мотора 3,0-литровые, оба 6-цилиндровые и обе V-образной компоновки.
Итак, если Volkswagen Touareg Silver и Volkswagen Touareg R-Line Platinum можно приобрести с дизелем 3.0 V6 TDI (соответственно на 231 и 286 л.с.), то R-Line Platinum+ предлагает еще и 3.0 V6 TFSI на 340 л.с. Двигатели разные по характеру, соответственно, разными получились и укомплектованные ими автомобили.
Бензиновый “Туарег”
Бензиновый 3.0 V6 TFSI – наддувной мотор с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Он устанавливается на данную модель с самого начала ее выпуска, а в концерне VAG использовался и раньше. Опытным автомобилистам этот двигатель известен по престижным моделям Audi Q5, Q7, S4, S5 и другим. Поэтому конструкторы уже научились использовать его отдачу “на все сто”, а все слабые места давно обнаружены и ликвидированы.
Для наиболее придирчивых технофанов скажем, что турбина у нынешнего 3.0 TFSI беспроблемна, а блок цилиндров – с чугунными гильзами, которые не боятся перегрева и работы “на холодную” под большой нагрузкой. Турбина у этого двигателя – двойная, типа Twin Scroll, она выравнивает тягово-скоростную характеристику агрегата, делая его на ходу более эластичным, без броской турбоями.
Дизельная “шестерка” Touareg
Дизель 3.0 V6 TDI тоже известен по ранним версиям “Туарега”, кроме того, его предыдущие модификации устанавливались на Porsche Macan, Volkswagen Phaeton, Volkswagen Amarok, Audi А8 и множество других моделей, в первую очередь Audi. Двигатель стал знаковым, показал всему миру, каким должен быть современный дизель для авто высокого класса: мощный, экономичный и достаточно компактный (длина около 44 см!). Последнее обстоятельство важно для классической продольной компоновки автомобилей 4х4, имеющих сложную и громоздкую трансмиссию.
Кроме того, вопреки общемировым тенденциям, мотор получился долговечным, не редкость экземпляры, уже пробежавшие 350 – 400 тыс. км.
Чтобы соединить такие несовместимые характеристики, агрегат вобрал все передовые достижения германского моторостроения. В частности, в версии, использованной на Touareg, этот двигатель имеет четыре клапана на цилиндр, два турбокомпрессора, настроенных на разное давление, и давление горючего в рельсе более 2000 бар.
Момент TDI и мощность TFSI
Относительно отдачи каждого из агрегатов. Большинство из нас привыкли оценивать двигатель по его мощности, и здесь даже топовый дизель немного проигрывает бензину: 286 против 340 “лошадок”. Но времена, когда мощность была главной характеристикой, прошли. Упрощенно говоря, при повседневном использовании мощность двигателя – это его способность держать высокую скорость движения машины. Которая в случае с дорогими статусными моделями давно уже вышла за пределы разумного, по крайней мере, в условиях украинских путей. Так, бензиновый “Туарег” с 3.0 TFSI имеет максималку 250 км/ч, а дизельный 3.0 TDI – 236 км/ч. Обе цифры, мягко говоря, мало востребованы в реальной жизни.
Но есть другой показатель двигателя, который приводят в паспортных характеристиках наравне с мощностью – момент. От него зависит интенсивность ускорения машины, а это в условиях повседневной жизни более важная вещь, чем заграничная максималка.
В современных условиях движения больше ценится возможность, быстро ускорившись, безопасно обогнать фуру на узкой загруженной трассе или, например, быстро влиться в поток на развязке. И здесь в нашем спарринге выигрывает 3.0 TDI, ведь дизели всегда отличались более высоким моментом. 500 или 600 ньютон-метров – отличный показатель, который трудно представить на бензиновом моторе: у нашего 3.0 TFSI он составляет всего 450 Нм. Неудивительно, что разница в ускорении между машинами с TFSI и TDI практически отсутствует. Но об этом отдельно.
Дизель или бензин: кто быстрее?
Если сравнивать бензиновую и дизельную комплектации на ходу, первый Touareg чувствуется, так сказать, более легкомысленным. Массивный внедорожник легко откликается на акселератор и в целом резвый, энергичный. Впечатление, что массивный автомобиль с этой шестеркой не имеет ограничений в плане динамики. Поскольку бензин на 54 л.с. мощнее дизеля, можно было бы ожидать, что сравнивать их нет смысла, но…
В свою очередь машина с дизелем воспринимается более уважительной. Она не так нервна, кажется, что и трансмиссия работает более гармонично. Однако, когда нужно ускориться, вся эта важность словно спадает – после утопления педали дизель начинает ускорять автомобиль энергично и непрерывно.
Каждый раз, когда дорожная обстановка заставляет отпустить утопленный акселератор, чувствуется, что под ним остался немалый запас ловкости. И дело не только в ощущениях, паспортные данные свидетельствуют то же самое: первой сотни км/ч V6 TDI (286 л.с.) достигает уже через 6,1 секунды, это всего на 0,2 с больше, чем выходит у более мощного бензинового “коллеги”. Тут и сказывается огромный крутящий момент в 600 Нм, на 150 Нм больше “бензинки”.
Важно и то, что дизель лучше тянет с низов, на малых оборотах машина более уверенно набирает скорость. А еще такое качество очень ценно во время движения плохими или совсем плохими путями. Когда нужно долго двигаться медленно, по снегу, грязи или между рытвинами, но с запасом тяги на колесах.
Бензиновый или дизельный: кто дороже?
Как ни странно, стоят две версии “Туарега” в комплектации R-Line Platinum+ почти одинаково. Ценник у дилеров такой: 82 000 долларов за бензиновый и 82 500 за дизельный. Регламентное ТО для обоих двигателей приписано на 15 тыс. км, а разница в его стоимости не более 10% (для машины на тяжелом топливе дороже). Сумма просто не стоит внимания, потому что окупится уже после первой-второй заправки бака: паспортный аппетит дизеля 9 л/100 км, а бензинового – 12 л/100 км. То есть километр пробега для Volkswagen Touareg 3.0 TDI обходится однозначно дешевле. Хотя, по нашему мнению, преимущества дизельного “Туарега” в версии 2024 года измеряются не деньгами.
ТТХ
| Двигатель | Объем, см. куб. | Мощность, л.с./об. мин. | Крутящий момент, Нм/об. мин | Ускорение 0-100 км/ч, секунд | Расход горючего, л/100 км |
| 3.0 V6 TFSI | 2995 | 340/5300-6400 | 450/1340-5300 | 5,9 | 12 |
| 3.0 V6 TDI | 2967 | 231 – 286/н.д. | 500/1500-3000, 600/ 1750-3250 | 6,1 | 9 |
3.0 V6 TFSI | 3.0 V6 TDI | ||
| Стоимость т.о. | Стоимость т.о. | Стоимость AdBlue (работа + 20 л. жидкость) | |
| ТО 1 (15 000 км) | 12 785,36 | 11 103,20 | 4 945,20 |
| ТО 2 (30 000 км) | 26 740,16 | 20 307,68 | 4 945,20 |
| ТО 3 (45 000 км) | 12 785,36 | 11 103,20 | 4 945,20 |
| ТО 4 (60 000 км) | 31 177,76 | 24 330,08 | 4 945,20 |
| ТО 5 (75 000 км) | 12 785,36 | 11 103,20 | 4 945,20 |
| ТО 6 (90 000 км) | 26 740,16 | 20 307,68 | 4 945,20 |
| ТО 7 (105 000 км) | 12 785,36 | 11 103,20 | 4 945,20 |
| 135 799,52 | 109 358,24 | 34 616,40 | |
| Всего | 258 813,68 | 143 974,64 | |
| Стоимость указана на работы и оригинальные расходные материалы и комплектующие | |||
Стоимость ТО предоставлена официальным дилером Volkswagen “Порше Запад”