X

Citroen XM, Ford Scorpio, Opel Omega, Renault Safrane: Оригинальность во вред или на пользу?

Оригинальность – конек почти всех автомобилей, представленных в нашем обзоре. Они действительно способны удивить необычными решениями. Одновременно мы рассмотрим и прагматично сориентированную модель, чтобы выяснить, способна ли излишняя неординарность машин со временем повлиять на их надежность.

Оригинальность – конек почти всех автомобилей, представленных в нашем обзоре. Они действительно способны удивить необычными решениями. Одновременно мы рассмотрим и прагматично сориентированную модель, чтобы выяснить, способна ли излишняя неординарность машин со временем повлиять на их надежность.

Оригинальность – конек почти всех автомобилей, представленных в нашем обзоре. Они действительно способны удивить необычными решениями. Одновременно мы рассмотрим и прагматично сориентированную модель, чтобы выяснить, способна ли излишняя неординарность машин со временем повлиять на их надежность.

Несомненно, самый большой оригинал – Citroёn XM! Чего только стоят его кузов с ломаным профилем и множеством граненых плоскостей, сложная гидропневматическая подвеска и связанные с ней магистралью усилитель руля и тормозов, «ножник» стояночного тормоза, блокирующий передние колеса, односпицевая баранка (в версиях до рестайлинга), стекло полочки багажника и т. п.!

«Французов» роднит нехарактерный для данного класса автомобилей тип кузова – 5-дверный хэтчбек. А еще Safrane способен удивить «говорящим» бортовым компьютером, сообщающим о всевозможных неисправностях автомобиля, а также незакрытых дверях, багажнике, капоте… Компьютер «знает» несколько языков: французский, английский, немецкий и фламандский!

Ford Scorpio удивляет своей тяжеловесностью, а также яйцевидной передней оптикой и не гармонирующей с ней узкой задней. Самая прагматичная модель сегодняшнего обзора – Opel Omega (B).

Хороший фарш недешев

Многие XM и Safrane оснащены очень богато, хотя у Scorpio также небедная базовая комплектация. Но все же противостоять Safrane по части «фарша» не сможет ни один из участников обзора – в самых дорогих версиях электрорегулировками снабжены не только передние, но и задние сиденья и рулевая колонка, а водительское кресло способно запоминать 3 различных положения. Передние сиденья оборудованы пневмоподушками, с помощью которых можно регулировать поясничную, боковую и даже подколенную поддержку!

Кстати, стоимость «французов» выше, чем «немцев». Самый дорогой – Safrane (от $6200 до 17500). Его «земляк» XM дешевле на $200–400. Opel Omega (B) уступает XM на $300–800, а самый доступный – Ford Scorpio. Цена XM первых годов выпуска (вышеперечисленные конкуренты тогда еще не производились) – от $3200.

Общая диагностика

Большинство автомобилей устойчивы к коррозии. Кузова обоих «французов» и Scorpio оцинкованы. Но у ХМ со временем ржавеет крепление «запаски», подвешенной снаружи под полом багажника. Наименее вынослива Omega (B) – ржавчина встречается на колесных арках, порогах, в нижней части дверных филенок.

В ходе эксплуатации Scorpio нужно следить за чистотой дренажного отверстия, расположенного в моторном отсеке под лобовым стеклом. Оно может забиться, из-за чего во время дождей мокнет проложенный там жгут проводов, что заканчивается отказом электрооборудования. Крышка багажника Scorpio открывается на небольшую высоту, поэтому есть риск удариться головой о выступающий замок. У Safrane не отличаются долговечностью амортизационные опоры чересчур тяжелой крышки багажника. Кроме того, выходит из строя электродвигатель управления заслонками перераспределения подачи воздуха, а также нарушается герметичность заслонки рециркуляции воздуха.В модели XM могут создавать проблемы различные электроприводы. А в салонах многих Omega (B) со временем появляются посторонние скрипы.

Снимаем «кардиограмму»

Почти все участники нашего обзора эксплуатируются в Украине с бензиновыми двигателями. Дизельные модификации чаще встречаются среди XM и Safrane. Мотористы советуют воздержаться от покупки Scorpio с турбодизелем – отечественная солярка может сократить ресурс топливной аппаратуры. Кроме того, из-за устаревшей конструкции этого мотора (нижнее расположение распредвала и отдельная головка на каждый цилиндр) ремонтировать его сложно и дорого.

ГРМ всех моторов Scorpio оснащен металлической цепью, причем в 4-цилиндровых агрегатах она не отличается долговечностью – как правило, после 100 тыс. км требует замены. Вместе с ней необходимо установить новый натяжитель, успокоитель и цепь привода масляного насоса (работа и запчасти – около 1500 грн.). Но в «6-горшковых» двигателях цепь способна продержаться весь срок их службы. На Scorpio с пробегом за 200 тыс. км отмечены выходы из строя датчика положения дроссельной заслонки.

Моторы обоих «французов» склонны к перегреву. У XM эту неприятность провоцируют утечки антифриза из-под их треснувших резиновых патрубков или негерметичных соединений системы охлаждения, а у Safrane – засорение сот радиатора охлаждения, которые расположены очень плотно. В качестве превентивной меры перед радиатором устанавливают москитную сетку.

Нередко на ХМ растягивается тяга педали «газа», выходит из строя бензонасос и его реле. В 2,0-литровых агрегатах, выпущенных до 1990 года, возникали проблемы с системой холодного пуска двигателя.

Safrane, кроме родных французских агрегатов, оснащался еще и моторами Volvo (2,0 л и 2,5 л), которые зарекомендовали себя недолговечными – после пробега в 150 тыс. км на седлах клапанов появляется сильный нагар. Во французских двигателях 2,0 л и 2,2 л отмечены выходы из строя датчика температуры охлаждающей жидкости и прокладки впускного коллектора. Еще одна «болячка» всех моторов – оплавление контактов электрического разъема, связывающего блок управления с топливным насосом. ГРМ 4-цилиндровых французских двигателей ХМ и Safrane со временем нуждается в регулировке тепловых зазоров клапанов.

Характерная неисправность бензиновых моторов Omega (B) – прогорание прокладки выпускного коллектора. Это происходит из-за применения некачественного топлива, что приводит к снижению пропускной способности катализатора. В результате из-за повышения давления и температуры на выпускном коллекторе даже появляются трещины (новая деталь – около 900 грн.). Довольно часто бензиновые агрегаты «грешат» засорением клапана регулятора холостого хода. На некоторых экземплярах после 100 тыс. км пробега отмечены течи заднего сальника коленвала.

Классика и авангард

Автомобили – участники обзора отличаются по типу привода. Так, оба «немца» оснащены классическим приводом на заднюю ось, а «французы» – на переднюю. В арсенале Safrane есть и полноприводные модификации 4х4, оснащенные мощным (286 л. с.) 3,0-литровым агрегатом Biturbo, но в Украине они редкость.

Меньше всего проблем в ходе эксплуатации возникает с коробками передач Omega (B). В КП остальных участников обзора есть слабые места. Так, в «механике» и «автомате» ХМ со временем дают течь сальники полуосей, а в МКП Scorpio теряет герметичность сальник кулисы переключения передач. В «механике» Safrane при больших пробегах (250–300 тыс. км) приходят в негодность втулки кулисы переключения передач, а в «автомате» отмечен износ датчика положения селектора рычага, из-за чего нарушается режим работы АКП, а двигатель может не заводиться.

Односпицевая баранка отличает дорестайлинговые ХМ (до 1994 г. в.). Позже в появились новые торпедо и руль. В ходе эксплуатации возникают проблемы с различными электроприводами.
Колесная база Citroёn XM наибольшая среди конкурентов, благодаря чему сзади наиболее просторно.
По уровню оснащения Scorpio проигрывает «французам», но опережает Omega (B). Например, у Ford кресло водителя могло оснащаться электрорегулировкой высоты подушки.
Свободного места на заднем сиденье Ford Scorpio немного меньше, чем у лидера XM, хотя в целом сидеть там вольготно. Но среднему пассажиру мешает широкий центральный тоннель кузова.
Качество отделки салона Omega (B) недостаточно высокое – в салонах многих машин со временем появляются посторонние скрипы.
Наименее просторная задняя часть салона у Opel Omega (B), однако это совсем не означает, что пассажиры будут упираться коленями в спинки передних кресел.
По части «фарша» противостоять Safrane не сможет ни один из участников нашего обзора – многие составляющие комфорта недоступны для них даже в качестве опций.
Запаса места на задних сиденьях Renault Safrane столько же, как и в Scorpio, и при этом центральный тоннель кузова «француза» практически не доставляет неудобств.

Мягко, но ненадежно

Подвески всех автомобилей отличаются энергоемкостью и обеспечивают комфортную езду. Но мягче всех «ходовая» ХМ: в этом автомобиле установлена сложная «гидропневматика», где вместо привычных пружин применяются амортизаторные стойки со сферическими емкостями – аккумуляторами давления, выполняющими роль упругих элементов. Подвеска ХМ способна изменять степень жесткости и дорожный просвет (всего 4 режима; максимальный – 235 мм). В общую с «гидропневматикой» систему включены гидроприводы усилителя руля и тормозов, поэтому в случае выхода из строя какого-либо узла отказывают все вышеупомянутые системы. Стоят детали недешево (гидронасос – порядка 3000 грн., дозатор-компенсатор давления тормозной системы – приблизительно 1200 грн.). Кстати, необычной пневматической подвеской оснащались и самые «нафаршированные» версии второго «француза» – Safrane. Такая «ходовая» также долго не служит, а новые детали стоят дорого.

Срок службы традиционных «расходников» подвесок всех участников обзора в среднем одинаковый. Так, стойки стабилизаторов на наших дорогах способны выходить около 30 тыс. км, сайлент-блоки передних рычагов – приблизительно 60 тыс. км, шаровые опоры и «резинки» задних рычагов – 100 тыс. км.

Вот это тормоз!

Стояночный тормоз ХМ приводится в действие отдельной педалью и блокирует не задние, как у большинства машин, а передние колеса. Эта конструктивная особенность негативно отразилась на надежности системы – трос привода «ножника» часто выходит из строя. Кроме того, у ХМ отмечены случаи отказа ABS из-за окисления разъемов ее датчиков.

Меньше всего претензий к рулевому ХМ; у остальных автомобилей оно может создавать проблемы. Так, у Omega (B) со временем выходит из строя сошка маятника рулевого механизма, а на машинах с большим пробегом отмечены течи сальников рулевого редуктора. На старых Scorpio теряют герметичность сальники рейки, а у Safrane приходит в негодность крестовина рулевого вала.

Навредила не всем…

Меньше всего оригинальность сказалась на Renault Safrane. Его конструктивные особенности серьезно не повлияли на надежность, а высокий комфорт и просторный салон с богатым «фаршем», достойным автомобилей премиум-класса, ставят эту машину на ступеньку выше многих конкурентов. Благодаря всем этим качествам Safrane стал лучшим, набрав по итоговым оценкам 32 балла.

У обоих «французов» – функциональный кузов хэтчбек, поэтому максимальный объем их грузовых отсеков наибольший. Хотя в «походном» состоянии багажник Safrane меньше, чем у остальных. Увеличить объем грузового отделения, сложив задние сиденья, можно во всех моделях.

Второе место заняли Ford Scorpio и Opel Omega (B), набравшие по 31 баллу. Кстати, необычный дизайн сыграл не последнюю роль в судьбе Ford Scorpio – он нравился не всем, поэтому так и не достиг популярности своего предшественника. Не увеличивала спрос на него и довольно большая цена запчастей и обслуживания Scorpio. А вот Omega (B) благодаря своей функциональности, практичности и доступной стоимости содержания куда востребованнее – выбор этих автомобилей на вторичном рынке самый большой. Да и надежность этой модели выше, чем у остальных.

Общий результат Citroёn XM – 30 баллов. Сложная, дорогостоящая и, как показал опыт эксплуатации, недолговечная «гидропневматика» не способствовали популярности модели. Многие вполне обоснованно избегают покупки XM, даже несмотря на положительные качества этого автомобиля: самый просторный салон, богатое оснащение, наиболее вместительный багажник и мягкую подвеску.

Citroёn XM. Рейтинг «Автоцентра» 3

 Резюме
Самый просторный салон
Богатая комплектация многих машин Наиболее вместительный багажник
Подвеска самая мягкая
Отказ различных электроприводов
Склонность двигателей к перегреву
Растяжение тяги педали акселератора, выход из строя бензонасоса и его реле
Недолговечность гидропневматической подвески и троса «ручника»
Течь сальников полуосей

Ford Scorpio. Рейтинг «Автоцентра» 1

 Резюме
Самая доступная рыночная стоимость
Просторный салон
Богатая базовая комплектация
Высокая стоимость запчастей и обслуживания
Возможны проблемы с электрооборудованием
Неудачный турбодизель
Выход из строя датчика положения дроссельной заслонки
Недолговечные «рулевое» и цепь ГРМ
Течь сальника кулисы (МКП)

Opel Omega (B). Рейтинг «Автоцентра» 2

 Резюме
Наиболее широкое предложение на вторичном рынке
Доступная стоимость запчастей и обслуживания
Удачное соотношение потребительских качеств
Беспроблемные КП
Неважная коррозионная стойкость
Невысокое качество отделочных материалов салона
Сзади наименее просторно
Возможны проблемы с выпускным коллектором и его прокладкой
Течь заднего сальника коленвала и сальников рулевого редуктора

Renault Safrane. Рейтинг «Автоцентра» 1

 Резюме
Самый высокий уровень комплектаций
Удобный салонВместительный багажник
Наиболее широкий выбор силовых агрегатов
Высокая стоимость
Возможны проблемы с системой вентиляции и электроразъемом подключения топливного насоса
Склонность двигателей к перегреву
Недолговечные бензиновые двигатели (2,0 и 2,5 л) и пневматическая подвеска
Износ втулок кулисы, датчика селектора АКП, крестовины рулевого вала

Цены на новые запчасти, грн.
Citroёn XM
Ford Scorpio
Opel Omega (B)
Renault Safrane
Передн. торм. колодки
360
315
489
490
Задн. торм. колодки
262
255
353
324
Воздушный фильтр
79
110
96
88
Топливный фильтр
86
81
75
154
Масляный фильтр
43
30
18
43
Амортизатор передн./задн.
1195/1122
978/378
710/515
875/787
Подшипник передн./задн. ступицы
473/643
633/590
640/250
549/1544
Сцепление (комплект)
1390
2142
1229
2000
Ремень ГРМ
173
336
147
211
Натяжной ролик ГРМ
225
280
238
469

 Автомобили
Citroёn XM
Ford Scorpio
Opel Omega (B)
Renault Safrane
Технические характеристики*
Тип кузова
хэтчбек
седан
седан
хэтчбек
Дверей/мест
5/5
4/5
4/5
5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм
4710/1795/1390
4825/1760/1400
4790/1790/1460
4777/1820/1444
База, мм
2850
2770
2730
2770
Масса снаряженная/полная, кг
1395/1920
1435/2035
1420/1955
1450/2025
Объем багажника, л
540/1460
465/н.д.
530/830
455/1360
Объем бака, л
80
70
75
80
Двигатели
Бензиновые 4­цилиндр.:
2,0 л (115 л. с.), 2,0 л 16V (132 л. с.), 2,0 л Turbo (147 л. с.)
2,0 л (116 л. с.), 2,0 л 16V (137 л. с.), 2,3 л 16V (147 л. с.)
2,0 л (115 л. с.), 2,0 л 16V (136 л. с.)
2,0 л (115 л. с.), 2,0 л 16V (136 л. с.), 2,2 л (126 л. с.)
5­цилиндр.:
нет
нет
нет
2,5 л 20V (165 л. с.)
6­цилиндр.:
2,5 л 24V (177 л. с.)
2,9 л 24V (207 л. с.)
2,5 л V6 (170 л. с.), 3,0 л V6 (210 л. с.)
2,9 л 24V (190 л. с.), 3,0 л (167 л. с.), 3,0 л Biturbo (286 л. с.)
Дизельн. 4­цилиндр.:
3,0 л (167 л. с.), 3,0 л 24V (190 л. с.)
1,9 л Turbo (90 л. с.)
2,5 л Turbo (130 л. с.)
2,1 л Turbo (85 л. с.), 2,2 л 12V (113 л. с.), 2,5 л Turbo (112 л. с.)
Трансмиссия
Тип привода
передний
задний
задний
передний или полный
КП
5­ст. мех. или 4­ст. авт.
5­ст. мех. или 4­ст. авт.
5­ст. мех. или 4­ст. авт.
5­ст. мех. или 4­ст. авт.
Ходовая часть
Тормоза передние/задние
диск. вент./ диск.
диск. вент./ диск.
диск. вент./ диск.
диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняя
незав./незав.
незав./незав.
незав./незав.
незав./незав.
Шины
195/65 R15, 205/60 R15, 205/65 R15
195/65 R15, 205/60 R15, 215/60 R15
195/65 R15, 205/65 R15, 225/55 R16
195/65 R15, 205/55 R16
Оценки участников обзора**
Кузов/ Багажник (коррозионная стойкость и др./ функциональность, объем)
4/5
4/3
3/4
5/4
Салон (качество удобство, обзорность, комфорт, вместительность, практичность)
5
3
2
4
Двигатели/КП (надежность, неприхотливость, возможность выбора, стоимость обслуживания)
3/3
4/4
4/5
3/3
Подвеска/рулевое/тормоза (долговечность, беспроблемность, стоимость обслуживания)
2/5/3
5/3/5
5/3/5
4/4/5
Всего баллов
30
31
31
32
* Максимальная оценка по каждой категории – 5 баллов

Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича и Владислава Бойко

Редакция благодарит СТО СП МАС,СП «Виннер Форд Киев», ООО «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» и «Арма-Моторс» за помощь в подготовке материала