У нас очередной обзор авто со вторичного рынка. На этот раз мы разберем “на молекулы” Toyota Prius 3 поколения.
Сразу хочу поблагодарить вас за внимание, ведь наши предыдущие выпуски уверенно набирают по 100 000 просмотров на нашем YouTube канале. Поэтому надеюсь и этот заслужит ваши “лайки”, подписки и распространения. Особая благодарность за комментарии и вопросы.
“Тойота Приус” третьей генерации. Этот автомобиль мы видели в транспортном потоке. Многие ездили в нем пассажиром. Речь сейчас не о том, что вас “упаковал” патруль полиции. Они ведь ездят именно на таких “Приусах”. Нет, речь о том, что эта модель очень популярна у водителей такси.
Какими бывают кузова Prius 3
Вернемся к самому “Приусу”. Еще с первого поколения модель сделали очень пресной и не харизматичной.
В третьем поколении модель получила более немного более гармоничный дизайн. Хотя красавчиком его тоже не назовешь. Все очень плавное и без ярких элементов. Объясняется такой дизайн просто – он продиктован целесообразностью и аэродинамикой. Коэффициент лобового сопротивления Сх третьего Prius составляет всего 0,25. Это очень хороший показатель.
Обтекаемость обеспечивается мягким профилем и аккуратной наклонной линией задней стойки кузова. Воздух мягко обтекает кузов и не срывается, не создает завихрений, увеличивающих сопротивление и расход топлива.
В отличие от первых двух поколений, у третьего Prius существовало три версии кузовов: лифтбек, универсал-минивэн и хэтчбек.
Лифтбек был основным вариантом и именно на него пришлось большинство продаж.
Минивэн Prius V отличался более высокой линией крыши, особенно в задней части кузова. Также у него салон мог иметь конфигурацию с дополнительным рядом сидений, что превращало авто в 7-местное.
Компактный хэтчбек Prius C имел не только меньший задний свес и более короткую колесную базу, но и другой силовой агрегат. Если у более крупных версий гибридная силовая установка имела бензиновый мотор на 1,8 л, то Prius С, также известный как Aqua, оснащался ДВС на 1.5 л.
У нас в кадре будет минивэн, но все, что мы расскажем актуальное и для других модификаций.
С годами не столько волнует обтекаемость кузова, сколько его способность сопротивляться коррозии. В общем, ухоженный “Приус” имеет один из самых выносливых кузовов в своем сегменте. Однако есть характерные слабые места, которые стоит осмотреть перед покупкой.
Сразу говорим, что речь о слабых местах, присущих большинству Prius, а не недостаткам, возникающим при кузовных ремонтах. Они у каждого авто свои.
Самым распространенным недостатком можно назвать коррозию нижней части дверей. Обратите внимание на внутреннюю поверхность передней двери. Здесь может образовываться ржавчина и вздуваться краска.
Традиционно для “японцев” толщина лакокрасочного покрытия невелика, поэтому на капоте и передней кромке крыши часто образуются сколы и появляются следы ржавчины.
Так же стоит внимательно посмотреть на крышку багажника. Здесь под номерным знаком, но по нижнему шву тоже может быть коррозия. Еще одна характерная проблема для Prius – накопление влаги под пластиковой накладкой и у кнопки открывания багажника.
Задние арки крыльев страдают только в автомобиле, с пробегами более 200 000 км. В основном, если авто много ездит зимой по дорогам посыпанным солью.
Видите на дверях и капоте “Приуса” традиционные наклейки нашего партнера – OTП Банка? Они предлагают купить такой автомобиль в кредит и зарабатывать деньги в такси. Кредит получится, пожалуй, даже дешевле, чем арендовать такое авто.
И когда уже прозвучало слово покупать, то давайте вкратце о ценах на “Приус”.
Модель Prius в третьем поколении выпускалась с 2009 по 2015 годы. С рестайлом в 2011 году. Цены на вторичном рынке колеблются от 8 до 15 тысяч долларов. Соответственно, адекватная стоимость “живого” Prius составляет около $11 000.
Если внести первым взносом 5000 долларов, или 211 000 грн., то остальные за 60 платежей можно выплачивать примерно 8900 грн в месяц. Или же по 445 грн на 20 рабочих дней.
Я спросил таксистов, сколько нужно поездок в день, чтобы отбить такую сумму в день. В среднем две-три. А если заказ удачный, то, возможно, и один. Вот и считайте. А считать удобнее на онлайн калькуляторе кредит для такси.
Характер и салон Prius 3
Ездить на Prius легко, что для авто в такси – важно. Динамика не вдохновляющая. Машина уверенно двигается, легко держится в потоке, но задачи доставлять удовольствие от управления перед конструкторами не стояла. Это же касается и настроек руля. Он достаточно комфортный по усилию, но обратная связь – посредственная.
Что касается плавности хода, то здесь я ожидал меньшей жесткости подвески. С такими настройками на авто можно ездить за рулем, не уставая довольно долго. Хотя профиль спинки сидений не выразителен и для водителя такси, проводящего в авто по много часов подряд может не хватать поддержки поясницы. Однако пассажирам, проводящим в авто не так много времени, сиденья будут удобными.
Если говорить об использовании автомобиля в качестве такси, то здесь важный момент – салон. Интерьер в “Приусе” тоже по дизайну звезд с неба не хватает. Здесь преимущественно серый пластик, жесткий на ощупь. Однако он очень вынослив и хорошо подогнан. Так что здесь нет ни скрипов, ни других раздражающих звуков.
Как бы ни постно ни выглядел дизайн авто, но уровень оснащения совсем неплохой. Уже в базовом исполнении “Приус” имеет бесключевой доступ, климат-контроль, мультимедиа и камеру заднего вида.
В топовых комплектациях в “Приусах” встречаются кожаная отделка, акустика JBL, LED-фары и адаптивный круиз-контроль.
Шумоизоляция не самая лучшая. То есть она не плохая, но и не очень хорошая. Зато простора в салоне немало. Это касается как передних, так и задних сидений. Колесная база и достаточно высокий потолок здесь помогают.
Объем багажника немалый. Обычно у гибридов он страдает от батареи, забирающей пространство. У “Приуса” она достаточно компактно расположена за задними креслами.
Какие проблемы могут быть с мотором Prius 3
Силовая установка Prius – фактически сердце и основа концепции всей модели. Гибридная силовая установка состоит из бензинового двигателя, пара электромоторов и управляющей электроники.
Такая конструкция позволяет по киевским пробкам тратить до 5 л/100 км.
Бензиновый двигатель 1,8 л работает по циклу Аткинсона. В него впускные клапаны на такте сжатия закрываются позже, позволяя частично вытолкнуть топливную смесь во впускной коллектор. За счет этого уменьшаются насосные потери и достигается более высокий коэффициент полезного действия. Такие двигатели имеют не очень высокую мощность, но очень экономичны и выносливы.
Недостаток таких моторов – низший крутящий момент на низах, что делает их дряблыми на старте. Но в случае с гибридом это не проблема. Ведь на низах подключается электродвигатель, легко компенсирующий провал тяги на старте.
Бензиновый мотор очень вынослив и не требователен. Он имеет цепной привод механизма ГРМ, который не тянется и не требует особого внимания.
В двигателе используют присущее для гибридов масло низкой вязкости 0W20, которое нужно заменять каждые 10 000 км.Масла мотор не ест. Расход масла может появиться только при пробегах в 200 000 км.
Особенность этого мотора – требовательность к качеству и периодичности замены антифриза. Главное – не экономить на самом антифриге и использовать именно оригинальный. Причина вот в чем.
У Prius III одна жидкость охлаждает: инвертор, силовую электронику, электромоторы MG1/MG2. Это узлы, чувствительные к перегреву и электрической коррозии. Поэтому Toyota требует использования только Super Long Life Coolant (SLLC) – розовый Toyota.
Желание сэкономить на охлаждающей жидкости: ускоряют гальваническую коррозию, вызывают микропробои изоляции в инверторе, приводят к гибели насоса инвертора.
Мотор 2ZR-FXE часто запускается и останавливается в движении, работает на низкой нагрузке, но с резкими изменениями температур. Это создает большую термонагрузку на охлаждающую жидкость.
В ДВС и электрической части отдельные контуры охлаждения. В двигатель нужно для замены около 6,5 литров, а для контура инвертора+электромоторов еще 3,5 л. Стоимость в зависимости от упаковки составляет 500-650 грн/л.
По заводскому регламенту первая замена предусмотрена на 160 000 км или после 10 лет, затем каждые 80 000 км или 5 лет. В Украине, особенно для авто, работающих в такси, советуют сократить периодичность до 60 000 км.
Если пренебрегать заменами охлаждающей жидкости, то можно попасть на перегрев ДВС и замену инвертора, который стоит около 2 500 долларов.
Интересно, что наши люди еще больше повышают экономичность такого мотора, устанавливая на него ГБО. Прямых противопоказаний этому вроде бы нет, но двигатель внутреннего сгорания и без того работает в специфическом температурном режиме. А использование ГБО вносит дополнительную нагрузку.
Уникальная коробка передач Prius
Работа бензинового двигателя и электромотора сочетается с помощью коробки… которой нет. По сути это никакая не коробка передач, а планетарный редуктор. Хотя он называется e-CVT, но никакого отношения к вариаторам он не имеет.
Интересно, что мощность ДВС составляет 98 л.с., а электромоторов 81,6 л.с. (60 кВт). Однако суммарная мощность всего 136 л.с. Это потому, что пики мощности моторов не совпадают и достигаются в разных режимах.
Планетарная трансмиссия позволяет использовать либо бензиновый мотор, либо электротягу. Или то и другое параллельно. Именно поэтому такой тип гидридов и называется параллельным.
Водитель к этому процессу не имеет отношения и на него никак не влияет. Что когда и как включается-выключается, он не регулирует, хотя и знает. Об этом говорит инфографика на приборной панели, где показываются потоки тяги.
О! А сколько же ходит сцепление? Как часто его нужно менять? Его не нужно менять никогда, потому что его просто нет. Здесь нет даже гидротрансформатора, как в обычных автоматах или вариаторах. Все выполняет тот же планетарный механизм.
Электрическая составляющая Prius 3
Электрическая составляющая силового агрегата – это два электромотора, батарея и инвертор. Электромотора два, потому что вины выполняют разные функции.
Электромотор MG1 исполняет роль стартера и генератора. Он же отвечает за рекуперацию. То есть превращение энергии торможения в электрический заряд, подпитывающий батарею. Второй двигатель, MG2 – это основной тяговой двигатель, приводящий колеса.
Оба мотора очень надежны и проблем с ними не возникает вообще.
Электрический заряд хранится в аккумуляторе. В подавляющем большинстве это Ni-MH (никель-металл гидридная) батарея на 1,31 кВт-часа.
Она состоит из 28 отдельных модулей, каждый по 7,2 В, что суммарно дает напряжение в 201,6 В. Батарея не только очень вынослива, но и ремонтно пригодна.В случае выхода из строя ее можно не менять полностью, а заменить только неработающие блоки.Разница в стоимости ремонта и полной замены батареи очень и очень ощутима. Если переборка батареи это примерно 300-700 долларов, то полная замена – около $2000.
Батарея расположена за задними сиденьями под полом багажника. Чтобы электрическая часть работала долго советуют проводить ТО – чистить вентиляторы каждые 80-100 тысяч км.
Надо уделять внимание помпе охлаждения инвертора (расположен под капотом). Она одно из немногих мест в конструкции, которое может выйти из строя. Меняют попмпу где-то при 150 000 км пробега. Продолжительность жизни насоса опять же зависит от качества и замены охлаждающей жидкости.
В зависимости от рынка назначения могут встречаться Prius с литий-ионными батареями. Их советуют избегать, так как в нашем климате они гораздо менее выносливы.
Едва не забыл. Существует “Приус” в исполнении плагин-гибрид. У него стоит совсем другая батарея. У нее большая емкость. Она литий-ионная и позволяет проехать исключительно на электротяге около 22-24 км. И самое главное отличие – эту батарею можно заряжать от розетки. Но такие машины редкость, они более дорогие и более сложные.
Подвеска – еще один бессмертный элемент “Приус”. По отзывам передние стойки МакФерсон и задняя полузависимая с балкой – без проблем. Они выхаживают до 200 000 км! Здесь даже сказать нечего.
Идеальный таксист?
Итак, давайте подытожим. Toyota Prius третьего поколения – очень интересный образец авто на вторичном рынке. Конструкция очень продумана и технически продвинута. Но вместе с тем она чрезвычайно надежна и ресурсна. По всем отзывам ресурс как двигателя внутреннего сгорания, так и планетарной трансмиссии достигает 400-500 тысяч без капремонта. Батарея тоже живуча, а в случае ремонта – не дорогая.
Интересно, что несмотря на продвинутость конструкции, “Приус” не усложняли там, где в этом не было необходимости. Например – по подвеске. Она проста, надежна и дешева.
После того, как я перекопал кучу информации о Prius, стал ли он мне нравиться? Наверное, нет. Но я стал к нему относиться с еще большим уважением. Он, как хороший инструмент, служит долго и решает проблемы, не доставляя лишних хлопот. Мне кажется, что с какой стороны не посмотри, а для работы в такси это прямо идеальный вариант. И здесь уже не обойтись без вашего мнения. Напишите в комментариях к видео, считаете ли вы его лучшим вариантом для такого частного бизнеса? Особенно интересует есть ли у вас или у ваших знакомых опыт долгосрочной езды на “Приус” с ГБО.
Благодарим автосалон ТРЕЙД-ІН МОТОРС (г. Киев, ул. Павла Усенко 8) за предоставленный для сьемок автомобиль