X

Анатолий Кинах: «Иномарки угрожают экономике Украины»

Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах озвучил цифры, которые говорят о том, что импортные товары, и автомобили в том числе, угрожают экономике Украины.

Анатолий Кинах привел цифры независимых исследований, основанных на государственной статистике Украины. По его словам, в 2010 году отрицательное сальдо внешней торговли Украины составило 9 млрд. долл. США, через год оно выросло до 14 млрд., в 2012 стало почти 16 млрд. долларов. А вот доля потребления продукции и услуг, изготовленных в Украине, напротив – сократилась. Например, если сравнить 2002 и 2012 год, то доля отечественных товаров в потреблении снизилась с 71 до 54%. Причем в некоторых товарных группах импорт значительно преобладает над внутренним продуктом: одежда – 89%, обувь – 96%, импорт, оптика – 80%, столовые наборы – 70%, спортивные товары – 76%, мотоциклы и мопеды – 99%, детские игрушки – более 90%. Недавно к ним примкнули еще и автомобили – доля рынка у иномарок составила 86%.

Спецпошлины на иномарки укравтопром не спасут  

В 2012 году только в легальной торговле, не считая контрабанды, секонд-хенда и торговли без уплаты налогов, наши граждане купили импортной продукции на 135 миллиардов гривен. На эту сумму мы профинансировали рабочие места за рубежом», – говорит Анатолий Кинах.

По словам президента УСПП, это очень серьезно и затрагивает национальную экономическую безопасность Украины. «У нас нет запаса времени и запаса прочности углублять эту тенденцию. Иначе мы проскочим точку невозврата, после которой экономику Украины спасти уже нельзя будет».
С этой точки зрения введение 13 апреля спецпошлин на иномарки – очень важный шаг в урегулировании внешнеторгового баланса. Из-за введения спецпошлины в бюджет поступит больше денег от растаможки импортных автомобилей, а спрос на них упадет. В результате через некоторое время должна вырасти доля продукции, произведенной в Украине.

Придется раскошелиться, чтобы растаможить авто в Украине

Народный депутат и почетный президент «Укравто» Тариэл Васадзе уверен, что при доминировании импорта на любом рынке правительство должно поставить ему заслон. «Когда в стране каждый год увеличивается нарушение внешнеторгового платежного баланса, хотим мы или не хотим, это ведет к нищете. Ведь за этим следует неуправляемая девальвация, которая обесценит сбережения людей. Если мы не будем защищать свое внутреннее производство, наступит всеобщий коллапс. И речь идет не только об автомобилях», – говорит Тариэл Васадзе. – Мы должны защищать абсолютно все, чтобы иметь стабильные рабочие места. Когда у человека есть рабочее место, он получает зарплату и покупает на нее товары. У меня в руках постановление конгресса США, – говорит Тариэл Васадзе, – в нем записано, что покупка любого технологического оборудования из Китая без одобрения федеральных властей, запрещена. И с этим никто не спорит, потому что затронуты экономические интересы США. Чтобы защитить экономические интересы Украины, нам приходится доказывать что-то своим соотечественникам. Если не будем защищать собственное производство и поддерживать национального производителя, получим нищее государство. Такое, как «банановые республики», в которых 90% импорта. А их население живет за счет гуманитарной помощи. В нашей стране объем импорта в среднем по всем товарам уже превышает 60%.

Президент Ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник сообщил, что решение о принятии спецпошлины на иномарки с двигателями 1,0-2,2 л было уникальным в своем роде и абсолютно законным. А глава юридического департамента корпорации «Укравто» Денис Домбровский добавил, что решение Межведомственной комиссии не публиковалось так долго из-за того, что шли два суда по опротестованию начала расследования. Но все они были выиграны «укравтопромовцами», что лишний раз доказывает законность решения Комиссии. Оппоненты еще судятся по факту публикации решения, а также собираются подавать иск по факту самого решения. Так что юридические баталии по пошлинам еще будут вестись не менее года», – говорит Домбровский.

Спецпошлины на иномарки могут отменить!  

Анатолий Кинах заявил, что подобные «укравтопромовской» заявки на ограничение импорта по разным видам продукции за последние 10 лет подавали 36 государств. И принципы локализации производства, импортозамещения, экспортной экспансии, защиты и поддержки национального производителя и государственного протекционизма эффективно используется всеми развитыми государствами мира.

Что касается увеличения цен на автомобили, то Председатель Правления Запорожского автозавода Николай Евдокименко сказал, что сегодня, благодаря локализации производства, добавочная стоимость на все автомобили ЗАЗ больше 50%, а на ЗАЗ Sens составляет порядка 70%, на ЗАЗ Vida – 60%. Благодаря внедрению отечественных деталей ЗАЗ уже два года не меняет цены на свои автомобили. Кроме того, благодаря локализации, 580 узлов и деталей для ЗАЗ Vida, а также заключению огромного контракта у Запорожстали на покупку 5 тысяч тонн стали (даже если этот завод не выпускает прокат для лицевых поверхностей автомобилей), получают работу люди в смежных отраслях. А на самом ЗАЗе трудится сейчас 8000 человек.

Спецпошлины на иномарки: что подорожает, а что – нет?
После введения спецпошлины иномарки не подорожают!

«Проблема не в том, дороже или дешевле будет автомобиль или телевизор. Проблема в том, чтобы у людей были деньги их купить. А это возможно только, когда есть стабильная работа и зарплата. Что важнее: подорожание или остаться без работы?», – говорит Тариэл Васадзе.

«Интеграция Украины в мировое экономическое пространство имеет необратимый характер, – отмечает Анатолий Кинах. – Каждое государство борется за свое место под солнцем. И если Украина при либерализации своего рынка, не создает и не защищает рабочие места на своей территории, не создает условий для развития высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, то такое государство очень скоро превращается в полигон для потребления импортной продукции. И почти одновременно с этим – в экспортера дешевой рабочей силы. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И речь идет не только об автопроме, а о рисках для всей Украины».