X

Автокредитование: спасет ли авторынок валютный кредит?

В течение последних месяца-двух предложения по автокредитам изменились, казалось бы, в лучшую сторону. Еще в январе-феврале заем на легковые авто предлагали 13 банков. В марте 2010 года их количество выросло до 18-ти.

Вместе с тем увеличение количества автокредиты банков не изменило и не улучшило их ценовые предложения – ставки по автокредитам, наоборот, подросли.

После январского падения процентов в среднем до отметки 17,77%, в марте они выросли до значения 18,66, то есть почти на процент. Такие цифры были получены во время исследования. Финансисты обратному росту ставок нашли несколько обоснований. «В основном сейчас рынок диктует условия кредитования. Учитывая, что ресурсная позиция многих банков зависит от привлеченных депозитов с рынка, а привлекаем мы депозиты, как и другие банки, достаточно дорого, и на краткосрочной основе, то и кредиты дорогие», – говорит Станислав Мошкин, директор департамента развития розничного бизнеса коммерческого банка, информирует Украинский Бизнес Ресурс.

Весеннему росту ставок у специалистов есть еще одно объяснение – окончание акционных программ в автосалонах. Хотя справедливости ради, говорят специалисты, надо отметить тот факт, что даже в зимний сезон скидок большого спроса на автокредиты не наблюдалось. Сегодня положение дел особо не изменилось. Отложенный спрос покупателей в кризисные 2008-2009 есть, но рынок его еще не ощущает. То ли украинцы еще не верят в зарождение стабильности, то ли падение реальных доходов сильнее, чем рассчитывали специалисты. «Говорили, что банки начнут кредитовать и авторынок пойдет вверх. Мы начали кредитовать – и что? Посмотрите, сколько банков стали предлагать кредит на автомобили. Разве кто-то выстроился в очередь?» – подчеркивает председатель правления коммерческого банка Дмитрий Зинков.

Очереди за автокредитам хотя и отсутствуют, но подвижки уже есть. В начале марта появились слабые ростки оживления в автокредитном сегменте. В первую очередь, их заметили в банках, работающих по партнерскими программам с дилерами. «Мы начинали этот год с выдачи 5-6 кредитов в неделю. Сегодня эта цифра увеличилась в 3-4 раза. Мы постепенно наращиваем программу кредитования и еженедельного кредитуем уже порядка 20-30 новых автомобилей», – утверждает Николай Суганяка, заместитель председателя коммерческого банка. Количество продаваемых автомобилей могло быть и больше, считают финансисты. Но сознаются – виноваты их же условия. Ведь больше всего, на что обращают внимание покупатели, валюта кредита и ставка по нему.

По сравнению с 12% в долларах, которые были в докризисные годы, текущие в среднем 22% в гривне отпугивают ряд потенциальных покупателей. К тому же кроме оплаты этих процентов в пять раз увеличился первоначальный взнос. Раньше в среднем он составлял 10%, а сегодня 50% от стоимости авто. Это условие банки в ближайшее время менять не будут. А вот относительно ставок, говорят, можно рассчитывать на улучшение. Через 3-4 месяца.

«Рынок показывает снижение ставок по привлечению гривни за последние недели с 22% до 20%, и даже 19%. Эта тенденция должна сохраниться в ближайшие 3 месяца. Ставки по гривневым депозитам могут упасть до 16%. А значит, вслед за этим можно рассчитывать на адекватное снижение ставок по автокредитам», – уверен Николай Суганяка. Что действительно могло бы оживить рынок автокредитов – так это валютные займы. Банкиры сегодня с интересом ожидают решения парламентариев, которым подали на рассмотрение законопроект о возобновлении разрешения банкам вновь понемногу кредитовать в валюте.

«Если банкам разрешат кредитовать физических лиц в валюте то, на мой вигляд, скорее всего, можно ожидать увеличения кредитования в валюте именно под автомобили. Это один из самих надежных кредитных продуктов. Тем более что в первом взносе 50% можно рассчитывать на хорошее качество такого портфеля. Потому что при ставке в валюте, которая на сегодня может быть в пределах 12-14%, эти кредиты были бы оплачиваемыми. А значит, имели бы и хорошее качество», – уверен Николай Суганяка.