X

Названы угрозы и перспективы украинского автопрома

О том, какие неблагоприятные факторы и риски влияют на украинский автопром, а также о его перспективах, рассказал народный депутат, почетный президент корпорации «УкрАвто» Тариэл Васадзе.

По его словам, импортные автомобили на сегодняшний день занимают 83% украинского рынка и это угрожает не только украинскому автопрому, но и ситуации с платежным балансом в стране. «С 2008 года, когда Украина вступила ВТО без так называемого переходного периода, продажи легковых автомобилей рухнули с 670 тысяч единиц в год до 160 тысяч в 2009 году. С тех пор рынок авто поднимается где-то 2-5% в год».

Васадзе акцентировал внимание на том, что после 2008 года доля импортных авто в Украине стремительно растет – с 51% в 2008 году до 89% в 2012 году. «Не нужно бать большим специалистом, чтобы понять, что это угрожающая ситуация для страны». По его словам, главными событиями и причинами, негативно повлиявшими на развитие украинского автопорома стали: вступление Украины в ВТО, падение с 25% до 7% пошлин на импорт автомобилей, неравенство условий на финансовых рынках, отсутствие системного похода к государственной поддержке национального машиностроения, несовершенная налоговая политика и неблагоприятный инвестиционный климат. «Ситуация в стране такова, что если мы не начнем заниматься импортозамещением и не начнем что-то производить, то у нас только один путь – занимать деньги. Но такая нищая, проблемная Украина никому не нужна», – отметил народный депутат.

Васадзе привел пример России и Турции, где, по его словам, правительство принимает все необходимые меры для развития автопорома. «Стратегия российского правительства направлена на то, чтобы к 2020 году 80% реализованных автомобилей были российского производства. В то же время, на сегодняшний день Турция экспортирует 65% своей продукции, а 35% поставляет на внутренний рынок. В 2012 году экспорт автомобилей из Турции составил $22 млрд, а экспорт комплектующих составил около $10 млрд», – отметил он. Он подчеркнул, что надо дать те же условия автопрому, как, например, в Словении, Турции или России, и результат будет. «Да, автопром – это затратно, но взамен государство получает высокие технологии, занятость населения и доходы в бюджет».

Кроме того, Васадзе поделился собственным мнением об особенностях украинской политики. «Только мы сделаем какой-то шаг по защите автопрома, как тут же раздаются призывы отменить, пересмотреть и т.д. Да никакой инвестор не придет в Украину, если не будет четкой и прогнозируемой политики на уровне государства…Мы не успели ввести спецпошлины на часть автомобилей, как тут же раздаются призывы ее отменить. Не успела Украина ввести утилизационный сбор, как подняли шум и его тоже заставляют отменить. И это якобы на небольшом рынке, который сегодня представляет Украина. Скажите, а чего тогда такой шум раздается? А давайте представим ситуацию, если бы в Японии или в Германии импорт стал 90%, чтобы начали делать эти страны? Кто будет инвестировать в украинский автопром?… Но главная проблема даже не в этом. Нам мешает отсутствие системного подхода к отрасли. Только что-то сделали для автопрома, как тут же начинают думать, как отменить эту преференцию. Мне звонят партнеры, с которыми мы ведем переговоры о новых проектах и спрашивают: Украина отменит или оставит в силе те или иные решения?», – рассказал он.

В Украине будет продаваться 500 тыс. новых авто к 2020 году

Вместе с тем, по его мнению, в отечественного автопорома есть перспективы. «Я убежден, что украинский рынок, как бы нас кто-то не пытался убедить в обратном, очень перспективный, он имеет потенциал. У нас наименьшее число автомобилей на 1000 жителей в Европе, 46 млн. населения, огромная территория. Вокруг нашей страны находятся огромные перспективные рынки. К тому же Boston Consulting Group отнесла Украину к наиболее перспективным рынкам», – резюмировал почетный президент корпорации «УкрАвто» в ходе конференции AutoProm 2013.