X

Авторынок: Пик во время жары

Итоги июля 2005 года: В июле обычно активность покупателей автомобилей падает. Но в этом году все было наоборот – вместе с ростом температуры воздуха увеличивалось и число желающих купить машину.

Итоги июля 2005 года: В июле обычно активность покупателей автомобилей падает. Но в этом году все было наоборот – вместе с ростом температуры воздуха увеличивалось и число желающих купить машину.

В июле обычно активность покупателей автомобилей падает. Но в этом году все было наоборот – вместе с ростом температуры воздуха увеличивалось и число желающих купить машину.

В июле температура воздуха достигала отметки 30 – 35°С. Впрочем, жарко было не только на солнце, но и в автосалонах и МРЭО. За месяц владельцами новых легковушек стали 26783 человека. В тот же период 2004-го и 2003-го их число составляло 16 – 17 тысяч. Что сподвигло украинцев идти вместо пляжей в автосалоны и выкладывать свои кровно заработанные?

Скидки перед подорожанием

Как показывает практика прошлых лет, причиной повышения спроса могло быть либо существенное снижение цен, либо приближение очередного подорожания. В этот раз было и то, и другое.

23 июня Верховна Рада приняла изменения в Таможенный кодекс, согласно которым ввозные пошлины увеличивались еще на 5% – до 25% стоимости автомобиля. Соответственно, импортные машины должны подорожать примерно на такую же величину. А кому охота переплачивать от нескольких сот до пары тысяч евро за машину? Лучше купить ее сейчас, тем более что дилеры в ожидании летнего снижения спроса предлагали довольно заманчивые условия покупки и кредитования. Вот только некоторые из них: Peugeot 407 продавался в кредит на 6 лет без первоначального взноса за 407 евро в месяц, Ford Fiesta в базовой комплектации можно было приобрести за 9850 евро, Skoda Octavia Tour с неплохим набором опций – за 14700 евро, для любой Fabia установка кондиционера обходилась в 100 евро, скидки на Seat достигали $230 – 600, Daewoo Lanos и Sens подешевели примерно на 3000 грн. и предлагались в кредит без первоначального взноса… Такое количество интересных предложений – редкость даже для рождественских распродаж!

Насколько предложения продавцов оказались привлекательными для отечественных потребителей, можно увидеть, изучив график регистраций. Например, по сравнению с июнем продажи Sens выросли более чем в три раза, Daewoo Lanos – в четыре раза, ZAZ Lanos – вдвое. Кроме того, существенно увеличились регистрации Lada, Skoda, Mazda, VW, Renault, Honda, Peugeot, Opel, Ford, Suzuki. Планы по реализации автомобилей Ford компания «Виннер Импортс Украина» выполнила на 223%. Skoda впервые перешагнула тысячный рубеж – в июле было продано 1229 машин этой марки. Впрочем, не обошлось и без потерь. Например, продажи «Таврий» уменьшились в два раза по сравнению с июнем, несколько снизились и регистрации «Волг», Lada 114 – сказалось наличие выгодных предложений на перечисленные выше автомобили-конкуренты.

В начале августа июльские тенденции сохранились. Например, ТД «Нико» в июне реализовал 602 автомобиля Mitsubishi, в июле – 533, а за первые две недели августа – уже 457 машин. Для стимулирования спроса многие дилеры продлили свои акции до конца августа, некоторые предложили новые.

Будет ли осень жаркой?

Чтобы спрогнозировать ситуацию на ближайшие месяцы, мы поинтересовались, насколько автотрейдеры подготовились к традиционному для осени увеличению спроса. Как оказалось, некоторые импортеры завезли необходимое количество автомобилей («Виннер Импортс Украина», «Интеркар Украина Лтд.»). Другие же формируют заказы на поставки автомобилей в нашу страну за много месяцев вперед («ТД «Нико», «Днипро Мотор Инвест» и т. д.), поэтому утверждают, что до вступления в силу новых пошлин 17 августа наполнить свои склады до отказа не успели. Впрочем, они сформировали большие заказы на поставку машин в сентябре-октябре.

Большинство опрошенных «АЦ» импортеров намерены формировать ценовую политику, исходя не столько из изменения пошлин, сколько из рыночной ситуации и собственной стратегии продвижения марки или отдельных моделей. Например, по словам директора по маркетингу компании «Виннер Импортс Украина» Игоря Пирога, стоимость автомобилей Land Rover, Porsche, а также Ford C-MAX и Fusion не изменится, а вот остальные модели Ford, Volvo и Jaguar подорожают на 2-3%. «Мы ожидаем, что сезонные колебания потребительского спроса смогут компенсировать небольшой ожидаемый спад, вызванный незначительным повышением цен на автомобили», – отметил Игорь Пирог. Выборочный подход к ценообразованию демонстрирует и дистрибьютер Volkswagen, правда, по другой причине. «Повышение цен пока не предвидится, машины будут дорожать по мере уменьшения запасов на складах, – говорит PR-менеджер компании «Интеркар Украина Лтд.» Светлана Владыка. – Но подход к повышению стоимости различных моделей будет дифференцированным. Модели, собранные в Украине (VW Polo, Golf, Bora, Passat), дорожать не будут». Цены на Mitsubishi также должны оставаться стабильными. «Сегодня цены не отличаются от тех, что были в начале 2005 года, например, Lancer стоит 17990 долларов, – отметил директор по маркетингу и рекламе ТД «Нико» Максим Рабинович. – Осенью мы не будем их повышать, а в сентябре даже снизим на некоторые модели».

Отечественные производители не спешили завозить дополнительные комплекты для сборки – для них пошлины не выросли. «В ближайшее время мы не планируем менять ценовую политику, – заявила генеральный директор ООО «Еврокар» Марина Яковлева. – Для удовлетворения растущих потребностей рынка в осенний период будут увеличены объемы производства на заводе «Еврокар». Другой отечественный производитель – «ЗАЗ» – планирует в августе несколько сократить объемы производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также уменьшить продолжительность рабочей недели и количество занятых (из-за уменьшения спроса на «Таврии»).

Цены не вырастут?

Таким образом, автодилеры не считают, что летом был реализован «отложенный» спрос, и осенью ожидают традиционного увеличения продаж. Они завозят в нашу страну очередные партии автомобилей, среди которых будут и новинки (VW Polo GP, Golf Plus, Passat B6, Mitsubishi Lancer, Mazda5 и 6, Subaru Forester, Opel Vectra). При этом существенного роста цен на традиционные модели ждать не стоит. Впрочем, как и выгодных акций и скидок, которые действовали этим летом.

Сергей Матусяк
По материалам ИАГ Auto-Consulting
Фото Сергея Кузьмича