X

«АвтоВАЗ» развалили бывшие топ-менеджеры

В бедственном положении «АвтоВАЗа» виноват его прежний менеджмент, утверждает Счетная палата.

Ее аудиторы выяснили, что в течение нескольких месяцев после начала кризиса компания выпрашивала деньги у правительства и лишь затем начала разрабатывать программу снижения издержек. В конце прошлого года Счетная палата завершила проверку эффективности расходования «АвтоВАЗом» госпомощи на 25 млрд. руб. Эти деньги завод получил из бюджета через одного из своих крупнейших акционеров – госкорпорацию «Российские технологии» в июне.

В течение нескольких недель деньги были потрачены на выплаты банкам и поставщикам предприятия. Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на отчет Счетной палаты, главная ошибка менеджмента «АвтоВАЗа» состояла в том, что компания не стала снижать объемы производства, несмотря на начавшееся в IV квартале 2008 года падение продаж. Из-за этого ее склады оказались затоварены, а долг перед банками и поставщиками резко вырос. Не помогла увеличить спрос на автомобили Lada и девальвации рубля, случившаяся в I квартале 2009 года.

Менеджмент «АвтоВАЗа» рассчитывал, что благодаря этому получит преимущество перед иностранными конкурентами, но в реальности рубль опять начал укрепляться, а иностранные автопроизводители все первое полугодие распродавали машины, завезенные еще в 2008 году. Это и стало одной из главных причин снижения спроса. А второй главной ошибкой менеджмента «АвтоВАЗа» стала плохая работа со сбытом: из-за недостаточной поддержки дилеров начались их банкротства. В частности, «АвтоВАЗ» после банкротства «Инком-авто» и «Элекс-полюса» практически потерял крупнейший для него московский рынок и порядка 100 тысяч автомобилей, которые могли бы быть проданы в столице.