X

Берите, а то подешевеет!

К плавному повышению стоимости автомобилей, в том числе «бэушных», большинство украинцев привыкло. Однако наше исследование изменения стоимости некоторых популярных подержанных легковушек за последние полгода показало, что эта тенденция для многих моделей противоположна. Некоторые одно-трехлетние автомобили за полгода подешевели!

К плавному повышению стоимости автомобилей, в том числе «бэушных», большинство украинцев привыкло. Однако наше исследование изменения стоимости некоторых популярных подержанных легковушек за последние полгода показало, что эта тенденция для многих моделей противоположна. Некоторые одно-трехлетние автомобили за полгода подешевели!

К плавному повышению стоимости автомобилей, в том числе «бэушных», большинство украинцев привыкло. Однако наше исследование изменения стоимости некоторых популярных подержанных легковушек за последние полгода показало, что эта тенденция для многих моделей противоположна. Некоторые одно-трехлетние автомобили за полгода подешевели!

Для анализа цен на подержанные автомобили в Украине мы воспользовались данными каталога частных объявлений «Автобазар» – выбрали наиболее популярные на рынке модели, а затем просчитали их среднюю стоимость (в расчет принимались машины, выпущенные от одного до десяти лет назад). Чтобы изучить динамику изменения цен на них, мы проанализировали предложения за март и сентябрь 2005 года и сравнили эти показатели.

Пошлины все растут…

Основная общая тенденция – автомобили дорожают. Каждая из моделей, участвующих в исследовании, в том или ином возрасте выросла в цене. Стоимость подержанных автомобилей увеличивается уже несколько лет подряд, и в текущем году этому явлению есть вполне логичные объяснения. Во-первых, в марте ввозные пошлины на новые и подержанные автомобили установили на уровне 20% их таможенной стоимости (ранее на новые существовали ставки в 15 – 20%, а на подержанные 20 – 30%), зато акцизный сбор на подержанные увеличили, а на новые – снизили. В августе пошлины опять повысили до 25% (акциз остался неизменным). Среди заметных законодательных нововведений текущего года можно еще обозначить запрещение ввоза в нашу страну автомобилей возрастом свыше 8 лет, в том числе для транзита и при регистрации владельцами, въезжающими в Украину на постоянное место жительства. Все эти факторы окончательно сделали импорт подержанных автомобилей невыгодным, поэтому их массовый ввоз практически прекратился. Таким образом, влияние размера «растаможки», как и общей стоимости ввезенных из Европы автомобилей на внутренний отечественный рынок подержанных автомобилей, значительно сократилось.

Новые диктуют старым

Сегодня в Украине, как и в большинстве развитых стран, уровень цен на б/у машины определяется ситуацией на рынке новых автомобилей. Особенно это касается моделей двух-трехлетней давности. За последние полгода многие новые машины подорожали, соответственно, за ними «подтянулись» и подержанные. Впрочем, некоторые модели продавались по прежним ценам или же предлагались на выгодных условиях (скидки, беспроцентный кредит, спецкомплектация). Это склоняло потенциальных покупателей одно-трехлетних машин в пользу покупки новой. Поэтому некоторые «молодые» б/у машины дешевели (в нашем примере – Skoda Octavia, Toyota Camry, Opel Vectra, Mercedes E320). В то же время в сегменте послегарантийных автомобилей (3 – 8 лет) влияние импорта подержанных машин из-за рубежа все еще сохранилось, поэтому именно здесь цены выросли больше всего, вне зависимости от конкретной модели. Что касается автомобилей возрастом 8 – 10 лет, то динамика повышения цен на них не очень заметна, а иногда почти не прослеживается.

Стоимость семи-десятилетних Golf осталась практически на том же уровне, а более новых – даже снизилась. Причина – смена поколений Golf (с четвертого на пятое), из-за чего цены на предыдущую модель обычно несколько падают. А вот однолетки – это уже более дорогие Golf V.

Одна из подержанных моделей, которая все еще ввозится из Европы в Украину. Явная тенденция изменения цен на «пятерку» BMW – за полгода автомобили подорожали. Цена поднялась равномерно – для каждой возрастной группы на 5 – 10%.

Цены на семи-десятилетние «Эскорты» за полгода практически не изменились. А вот Focus привозят в нашу страну в основном из Северной Америки. Именно приток «свежих» машин с учетом подорожавшей растаможки, скорее всего, стал причиной роста стоимости двух-четырехлетних машин.

Opel уже несколько лет находится в статусе автомобиля, выпускаемого в Украине, а в текущем году дистрибьютер постоянно предлагал выгодные предложения по Vectra. Поэтому стоимость однолетних машин за полгода уменьшилась, а более старых – практически не изменилась.

Цена семи-, десятилетних Mazda 626 за полгода не менялась, а более «свежие» подорожали. Но существеннее всего цены выросли на «шестерки» последних лет выпуска. Это связано с увеличением стоимости обновленной модели и большим спросом на эти машины.

Одна из самых популярных моделей в бизнес-классе дорожает независимо от года выпуска. Наличие импорта Camry из Северной Америки могло стать причиной небольшого повышения цен на двух-шестилетние машины, а большое предложение новых на рынке – снижения цен на однолетки.

Стоимость Honda Accord почти не изменилась, за исключением машин некоторых годов выпуска. Ведь цены на этот автомобиль и так достаточно высоки. На графике отчетливо видна смена поколения модели в 2002 году – начиная с этого года выпуска машины значительно дороже своих предшественников.

Одна из наиболее массовых иномарок в Украине. Большинство предлагаемых на рынке Octavia приобретены новыми в отечественных автосалонах. Сегодня потенциальные покупатели б/у машин благодаря активности дистрибьютера отдают предпочтение новой, а не подержанной машине. Стоимость четырех-восьмилетних автомобилей почти не изменилась.

Предложений по продаже Mercedes в еженедельнике «Автобазар» очень много, что не позволяет взвинчивать цены. Поэтому за полгода стоимость машин старше четырех лет почти не изменилась. Падение цен на однолетние «ешки» связано с активной маркетинговой политикой импортера новых авто этой марки в Украине.

Как и другие автомобили, «Лады»-21099 за полгода подорожали – они по-прежнему пользуются высоким спросом в Украине. Кстати, ранее на рынке встречались подержанные одно-двухлетние ВАЗы, которые стоили вровень с новыми или даже дороже – владельцы комплектовали их различным допоборудованием. Теперь таких машин почти не встретишь – прошлогодние примерно на 10% дешевле новых.

Сергей Матусяк
Фото фирм-производителей и из архива редакции